Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Газета: здравоохранение в регионах

БАРНАУЛ: как Алтайский край утоляет лютый кадровый голод со средним медперсоналом

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Министерства здравоохранения Алтайского края
Министерства здравоохранения Алтайского края

Нехватка среднего медицинского персонала – одна из острых проблем здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международного совета медицинских сестер, в мире насчитывается около 28 млн работников сестринских служб. За пять лет – с 2013 по 2018 год – их численность выросла почти на 5 млн. Однако дефицит сестринского персонала во всем мире сохраняется и составляет около 6 млн специалистов. Как эта проблема решается в российских регионах, и, в частности, в Алтайском крае, – читайте в нашем материале.

Поддержать молодых

По официальным данным, в числе причин, приводящих к дефициту медицинского персонала, – недостаточный статус профессии, низкая заработная плата и неудовлетворительная социальная поддержка медиков. Это находится под пристальным вниманием общественности и властей. В текущем году в Алтайском крае для привлечения медицинских работников в учреждения здравоохранения и закрепления их на рабочих местах разработан ряд дополнительных мер.

Как правило, у молодых специалистов без стажа и квалификационных категорий низкий уровень заработной платы. Таким образом, решение финансово поддержать их в течение первых трех лет работы после окончания учебного заведения неслучайно. Теперь три года ежемесячные выплаты будут получать фельдшеры ФАПов, работники скорой помощи, кабинетов неотложной и доврачебной помощи. По словам министра здравоохранения Алтайского края Дмитрия Попова, в первый трудовой год ежемесячная доплата к заработной плате фельдшера составит 6 тыс. рублей, во второй – 9 тыс. рублей, в третий – 15. Всего за три года одному работнику дополнительно выплатят 360 тыс. рублей.

Мультирегиональный колледж

Барнаульский базовый медицинский колледж (ББМК) ежегодно выпускает около 550 специалистов среднего медицинского звена. «Общий процент трудоустройства выпускников ББМК достаточно высокий – около 80%. Показатель устроившихся в Алтайском крае ниже, потому что колледж обучает студентов и из других регионов страны, они после обучения возвращаются на родину. Кроме того, наших санитарных фельдшеров забирают в территории Сибирского федерального округа, например, в Томскую область (не во всех медицинских колледжах СФО есть подготовка по такой специальностиПрим. ред.), – отмечает директор ББМК Ольга Бондаренко. – Около 10% выпускников нашего колледжа ежегодно ориентированы на продолжение обучения в вузе. Мы это приветствуем и считаем хорошим показателем, который свидетельствует о высокой мотивированности выпускников на развитие в профессии. Обучаясь в вузе, многие наши выпускники работают в медучреждениях с частичной занятостью, ведь они уже имеют прочные зная и диплом».

По словам директора Барнаульского базового медицинского колледжа, ситуация с трудоустройством выпускников постепенно меняется в лучшую сторону.

«К выпуску большая часть студентов определяется с местом трудоустройства. Благо, что есть выбор рабочих мест и в молодых специалистах нуждаются, – подчеркивает Ольга Бондаренко. – Меры соцподдержки молодых специалистов-медиков, утвержденные Правительством Алтайского края, очень своевременны. Ежемесячная дополнительная финансовая поддержка после трудоустройства на период профессионального становления (три года) будет способствовать закреплению молодежи в родном регионе».

Работать по призванию

Ольга Бондаренко продолжает:

– Несмотря на постоянный выпуск молодых специалистов, заполнить кадровые пробелы медицине пока не удается. Причина – возрастные волны. Согласно вышеупомянутому докладу, каждая шестая медсестра выйдет на пенсию в ближайшие десять лет. Эта тенденция сохраняется и в российских регионах. Многих опытных медсестер Алтайский край лишился в период разгара пандемии. Какое-то время мы, конечно, продолжим работать в условиях кадрового дефицита, но уже сегодня ведется серьезная работа по изменению ситуации в будущем.

В текущем году в регионе стартовал профориентационный проект «Медицинский кадровый резерв.22», который направлен на привлечение школьников из сельских территорий в профессию среднего медицинского работника.

Проект направлен на создание ББМК условий для погружения в профессию младшей медицинской сестры школьников к окончанию 11-го класса. Так, старшеклассники, которые обладают внутренней готовностью и необходимыми личностными качествами, смогут получить навыки своей первой рабочей профессии. Планируется, что после участия в проекте ребят ждет заключение целевого договора с конкретной медицинской организацией, в которую они вернутся работать, на обучение в колледже.

Важно было понять, насколько проект найдет отклик. Огромную роль в этом начинании сыграла инициатива глав районов и главных врачей. Первыми откликнулись главы Алейска и Алейского района. Мы значительную работу провели не только со старшеклассниками, но и с их родителями. Глава каждого сельского поселения совместно с директором муниципальной школы выявляли те семьи, в которых дети желают учиться в колледже и при этом обладают необходимыми способностями. В пилотном проекте захотели принять участие 20 учеников 10–11-х классов. После профессионального тестирования, их осталось 11.

Новый формат обучения

С учетом эпидемиологической ситуации занятия проходили в интерактивном формате с использованием дистанционных технологий в ББМК и Алейской ЦРБ. Мы старались, чтобы программа получилась насыщенной, познавательной, а самое главное – практико-ориентированной. В апреле выпускники школ получили сертификаты о прохождении курса обучения в рамках проекта «Медицинский кадровый резерв.22». Они могут использовать их в качестве дополнительного бонуса при поступлении в колледж. Десятиклассники же продолжат участие в проекте в следующем учебном году.

Директор ББМК надеется, что проект «Медицинский кадровый резерв.22» станет одним из способов привлечения молодежи в практическое здравоохранение. Полученный опыт планируют масштабировать на другие муниципальные образования. Условия для вхождения в проект простые – инициатива от главы муниципального образования.

«Все усилия приложим, чтобы реализация нашего проекта при поддержке Министерства здравоохранения Алтайского края помогла в вопросе обеспечения медицинскими кадрами отдаленных территорий Алтайского края. Те результаты, которые показал пилотный проект, позволяют нам говорить об этом с определенной долей уверенности», – подчеркивает Ольга Бондаренко.

Главное – качество

Много вопросов сегодня возникает по поводу качества образования студентов – виной тому пандемия, которая принесла с собой огромный объем занятий с помощью дистанционных технологий и в медицину. «Введенные ограничения позволили мобилизоваться и включить все ресурсы, которые есть. К счастью, у нас практически не возникало архистрессовых ситуаций. Было организовано очень тесное взаимодействие с главными врачами медучреждений. Мы действовали совместно и упорядоченно, планово, исходя из потребностей медорганизаций. Студенты оказывали и продолжают оказывать посильную помощь», – говорит директор ББМК.

Дополнительной компетенцией и ценным опытом для студентов стала работа в кол-центрах. «Для них прямое общение с пациентами было определенным страхом. Педагоги пришли на помощь и разработали программу для обучения операторов кол-центров, скрипты, которые позволили быстро и грамотно общаться в конкретной профессиональной ситуации даже первокурсникам. Студентов готовили и психологически. Стрессоустойчивость – важное и нужное качество медработника. Работая в кол-центрах, студенты получили первые навыки по его выработке», – отмечает руководитель колледжа.

Себя Ольга Бондаренко называет руководителем с проактивным мышлением. В ее понимании любые сложности должны восприниматься как знак наступления времени для анализа, выводов, коррекции действий. Несмотря на то, что все образовательные программы выстроены в соответствии с необходимыми требованиями и реализуются согласно утвержденным стандартам, этот процесс не может быть статичным.

«Образовательная программа определена стандартом, но есть довольно большой процент по объему преподаваемых дисциплин (так называемая вариативная часть) для конструирования, создания необходимого и востребованного. Сейчас мы ее выстраиваем от запроса региона – в зависимости от того, в какой области сейчас дефицит, – поясняет Ольга Бондаренко. – Сегодня мы вышли на перестройку подходов к получению дополнительного профобразования студентами в период обучения. Внедрили меры дополнительной соцподдержки для целевиков – получение дополнительной образовательной программы во время периода обучения. Например, студент определился, что хочет работать в реанимации. Он может плюсом к диплому медицинской сестры получить сертификат по анестезиологии, реаниматологии или операционному делу, так как уже определился со своей специализацией. Другими словами, отрабатываем на 100% заявку работодателя, и обучение проходит конкретно под запрос организации. Мы продолжаем совершенствовать этот механизм».

Кадровый резерв для города

Студенты колледжа работают в обеих барнаульских больницах скорой медицинской помощи, Детской клинической больнице № 7, на Станции скорой помощи г. Барнаула. По словам директора ББМК, около 20 студентов продолжат работу в этих медучреждениях после окончания обучения. Среди выпускников нынешнего года более 30 человек пойдут работать фельдшерами скорой помощи.

В регионе существует потребность в фельдшерах и акушерках, а также специалистах, которые работают в медучреждениях первичного звена. В этом году специалисты наблюдают активное трудоустройство лаборантов, что тоже стало приметой пандемийных событий. В планах руководства колледжа – открыть новые специальности. Так, уже в этом году абитуриенты смогут претендовать на обучение по программе «Стоматология профилактическая».

Сегодня ББМК активно развивает инновационные технологии, а также технологии, рекомендованные национальным чемпионатом WorldSkillsRussia. Перед руководством колледжа стоит важная задача – научить использовать в деятельности те технологии, которые позволяют получать профессиональные компетенции по современным международным стандартам на протяжении всей жизни и преподавателям, и обучающимся. Уже в текущем году для этого на базе колледжа начнет работать симуляционно-аккредитационный центр. Его двери будут открыты с 8 утра до 8 вечера не только для студентов, но и для средних медицинских работников, которые почувствуют профессиональные дефициты и смогут «отточить» необходимые манипуляции в условиях, максимально приближенных к практике.

Ирина Савина

«Мы и здоровье», КГБУЗ «Краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» Алтайского края

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

БАРНАУЛ: как врачи краевой больницы скорой помощи ювелирно пришивают людям оторванные руки
Алтайские генетики внедрили новую методику анализа генетических мутаций при раке груди
БАРНАУЛ: алтайские онкологи спасли пациентку с опухолью мочеточника


Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ