ОБ АВТОРЕ: Евгений РАБЦУН – кандидат медицинских наук, президент Национальной ассоциации медицинских организаций (НАМО), директор группы компаний «ЦСМ – САНТАЛЬ». Ведущий эксперт в сфере медицинского страхования, фармацевтики, управления экономикой и финансами в здравоохранении.
В основе любого бизнеса лежит алгоритм поведения, который принято называть красивым словосочетанием – бизнес-модель. Любую цель в своей жизни люди достигают посредством специфического алгоритма поведения. Как найти мужа, воспитывать детей, как научиться играть на гитаре, пробиться в депутаты… Всё это разные модели поведения – определенная последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели. У каждого своя дорога, свой рецепт успеха. Бизнес работает по аналогичным правилам – алгоритмам поведения. Всего в мировой практике насчитывают 55 бизнес – моделей, то есть 55 вариантов как вести бизнес, чтобы добиться результата.
Почему в некоторых случаях мы терпим неудачу? Ответ: плохо просчитали свою модель, алгоритм поведения. Возможно, ее компоненты взяты не в тех пропорциях, или бизнес–процессы связаны не в той последовательности, возможно она не соответствует окружающим условиями и/или поставленным целям. Например, в случае с замужеством: «он оказался не тем, меня не ценит» – это ошибочный выбор целевой аудитории, Ваши потребности не соответствуют предложению. Обычное дело, бывает.
В бизнесе точно также. Не у всех молодых компаний есть бизнес–модель, которая красиво изложена на бумаге, озвучена и утверждена советом директоров. Как правило, малый и средний бизнес начинает бизнес по наитию, интуитивно, традиционно. Смотрим как делают другие – и делаем также.
Как и при поиске мужа, в «первом туре» всё кажется предельно простым – встречаем умного и красивого, знакомимся, вспыхивает взаимная любовь. Свадьба! Но по факту сложнее, чем в мечтах. Всплывают детали. Оказывается, познакомиться с умным не так-то просто. Он не смотрит в Вашу душу, если у Вас нет короткой юбки и накрашенных губ. Вы настраиваете модель поведения под целевую аудиторию (желаемого избранника) и всё получается. Продано. Замужем. Но, заключив брачный союз, ваша окружающая среда и, главное, цели – меняются. Вы формируете новую модель поведения. В бизнесе – всё точно также. При деформации внешней среды и целей – модель поведения должна меняться, адаптироваться. То, как вы вели бизнес вчера, сегодня может быть абсолютно не эффективным.

Бизнес–модель как конструктор. Содержание бизнес–модели
Модель состоит из деталей – блоков, разделов. Ученые Александр Остервальдер и Ив Пинье в своей книге «The Business Model Generation», представили схему из 9 блоков, описывающих разные бизнес–процессы организации. Они связаны одной целью: обеспечить результативность в отношениях «продукт – потребитель». Это наиболее популярный метод при построении бизнес модели компании. Инструмент используют в стратегическом управлении как новые, так и работающие компании при поиске новых точек роста, анализа конкурентов и определения лучших практик развития бизнеса.
Содержание:
- Ценностное предложение.
- Сегментация потребителей.
- Каналы связи с клиентами, распространения и продаж
- Типы отношения с клиентами.
- Потоки и источники поступления денег. Как платят клиенты.
- Ключевые ресурсы
- Ключевые виды деятельности
- Ключевые партнеры.
- Структура издержек
Поэтапно описывайте разделы, отвечая на вопросы содержания, и вы получите бизнес–модель вашей компании.
Но есть и более простая, четырехкомпонентная, последовательно отвечает на вопросы: «Кто? – Что? – Как? – Почему?»
- Кто? Клиент – целевая аудитория. Ключевой вопрос любой бизнес–модели. Как правило, целевая аудитория разнородна, требуется сегментации, а, следовательно, и комбинации бизнес–моделей.
- Что? Ценностное предложение – что мы предлагаем нашим клиентам, как мы удовлетворяем потребности наших клиентов (целевых покупателей), в чем уникальность нашего предложения.
- Как? Технологическая цепочка создания стоимости. Бизнес-процессы и действия – в сочетании с ресурсами необходимыми для этого.
- Почему? Механизм генерирования прибыли. Почему эта модель становиться прибыльной. Что именно генерирует прибыль. Что потеряют пользователи, если от нее откажутся.
На первый взгляд, все предельно просто, однако ошибки случаются, и достаточно часто. Яркий пример – простой вопрос: «Кто при оказании медицинских услуг в системе ОМС является клиентом медицинской организации?». Пациент, владелец полиса ОМС? Страховая медицинская организация, которая за него платит? Или фонд ОМС, который решает, кому и за что платить? Разные ответы предполагают разные модели бизнеса, разные стратегии. Участники рынка отвечают на них по-разному. Именно эти противоречия и порождают огромное количество проблем – как у производителей, так и у потребителей услуг.


к эксклюзивным материалам
на 3 месяца 350 ₽ ОПЛАТИТЬ |
на 12 месяцев 950 ₽ ОПЛАТИТЬ |
на 12 месяцев * * Если вы богаты и успешны :)3500 ₽ ОПЛАТИТЬ |
Сначало нужно ВОЙТИ или зарегистрироваться
Регистрация
За 3 рубля в день у Вас полный доступ к разделу ЭКСКЛЮЗИВНО
Что Вас ждет? Только эксклюзивные статьи. Яркие публицистические авторские материалы. Аналитические обзоры от ведущих экспертов в сфере здравоохранения, руководителей клиник, страховых и фармацевтических компаний, производителей медицинского оборудования. Авторитетные мнения врачей и специалистов Минздрава. Уникальные исследования рынка, статистика, отчеты, интерактив. Самая полезная справочная информация. Публикации, которые нельзя пропустить.