Julia M Cameron на https://www.pexels.com/ru-ru/ Семья и дети
Фото: Julia M Cameron на https://www.pexels.com/ru-ru/
  Подготовлено: Екатерина Устинова 24.09.2021

Экранное время: исследование взаимосвязи со здоровьем


Сколько раз вы слышали, что все проблемы со здоровьем от компьютера или телефона? Плохое зрение? Проблемы со сном? Учеба не идет? Это все интернет виноват! Но все ли на самом деле так печально, или это очередные преувеличения и стереотипы, которые поселились в сознании наших мам и бабушек? Может не стоит ругать детей, что они проводят в виртуальном мире больше времени, чем гуляют на улице?

До недавних пор научные работы разнились в этих вопросах. Одни научные деятели говорили о взаимосвязи между состоянием здоровья и экранным временем, другие что ничего подобного нет. Поэтому новое исследование ученых Колорадского университета в Боулдере должно было расставить все точки над “i”, так как выборка составила порядка 12 000 детей, что значительно превышает количество исследуемых в ранних проектах.

В ходе эксперимента детям позволялось проводить в интернете от 4 до 5 часов, без учета времени на школьные потребности. При этом, как выяснилось, мальчики предпочитали компьютерные игры социальному общению в мессенджерах, чего нельзя сказать о девочках. Однако нужно пояснить, что игры на виртуальных платформах также предусматривали взаимодействие и общение между пользователями. Исследование показало, что именно процесс контакта с другим человеком в онлайн-пространстве оказывал ключевое влияние на длительность времяпровождения.

Ученые утверждают, что важно обращать внимание на то, как именно дети проводят досуг перед экраном, а не на то, сколько они этим занимаются. Так, если общение помогает молодежи социализироваться и самоидентифицироваться, то, например, просмотр видео в TikTok может двояко повлиять на ребенка.

“В последние годы многие работы говорили о том, что экранное время может быть вредным для детей. Но есть также некоторые обзоры, указывающие на то, что этот вред могут преувеличивать, – говорит соавтор исследования Джон Хьюитт. – Используя большую выборку данных, мы показали, что действительно есть связь между экранным временем и негативными явлениями. Однако она не велика и не ужасна”.

Отметим, что эта незначительная взаимосвязь была установлена только для таких критериев, как: дефицит внимания, проблемы со сном, нарушение внимания, снижение успеваемости, тревожность, девиантное поведение. Поэтому нельзя забывать о том, что время проведенное за смартфоном, компьютером или ноутбуком может оказать более значительное влияние как на зрение и осанку, так и на психоэмоциональное состояние, например, на самооценку ребенка или восприятие себя.

В настоящий момент нет четких рекомендаций для того, сколько именно времени следует проводить перед экраном. Даже если вспомнить старые школьные методички, в которых советуют не превышать 30-45 минут, реального и объективного подтверждения именно такого количества времяпровождения вы вряд ли найдете. Ведь следует учитывать множество критериев: от типа и размера устройства до того, как именно оно используется. Возможно пришлось бы создавать сотни методичек для каждой модели, каждой фирмы, каждого устройства, так как их характеристики отличаются друг от друга, но даже тогда бы возникли сложности с индивидуальными особенностями использования каждого пользователя (расстояние от экрана, активность моргания, длительность концентрации и т.д.).

В любом случае, если хотите, чтобы экранное время не отражалось негативно на вашем ребенке, отслеживайте то, чем именно он занимается в виртуальном пространстве.

 


Подписка на рассылку

 8
Поделиться →