На завершающем перед уходом на каникулы пленарном заседании Госдумы, депутаты обсуждали отчет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и заключение по нему Счетной Палаты РФ. Интересную мысль высказал в ходе дискуссии зампред Комиссии парламента по регламенту Андрей Кузнецов: а что из себя сегодня представляет фонд – обычный сервис или орган, осуществляющей контроль в сфере здравоохранения?
– Мне вчера довелось побывать на семинаре Алексея Кудрина, где говорили о философии работы Счётной палаты. Мне очень понравилось, когда он сказал: «Мы проверяем не только исполнение цифр, условно говоря, украли или не украли, а мы проверяем ещё исходя из целей — соответствует целям то, что мы делаем, или не соответствует», – начал разговор Андрей Кузнецов. – То есть на цели надо смотреть, а не на сухие цифры — тут исполнили, тут не исполнили, здесь потратили, здесь не туда потратили… Должны быть выводы: мы тратили деньги и пришли к выводу, вот в этом году к такому-то — тут подсовершенствовать, здесь подсовершенствовать, хотим с такими-то инициативами выступить. Нет этого! Почему?
По конкретике. У всех фондов профицит. Причина профицита и что с этим делать — этого мы не услышали. Почему он сформировался? Почему не потратили, у нас что, некуда тратить?
Дальше. Отношение вообще к фондам как к сервисным структурам — разве это правильно? У нас что, они разве сервисные структуры? Нет, они управляющие структуры! По фонду медицинского страхования. Это тоже не сервисная структура — она управляет.
Они управляют тарифами на медицинские услуги, по которым идут расчёты в том числе и с региональными бюджетами. Посмотрите, сколько источников финансирования у фонда медицинского страхования: не только федеральный бюджет, но и региональные бюджеты, ведомственные бюджеты, потому что у нас кругом объекты ведомственные. Задаём вопрос: эта система справедливая или нет? Почему у нас в одних больницах одно качество, в других — другое? Потому что такая система. Она справедливая или нет? Мы должны такой вопрос задать. Да несправедливая она, люди это видят и говорят об этом!
Дальше. Кто контролирует установление этих тарифов? Вот кто-нибудь контролирует фонд медицинского страхования, когда он определяет стоимость той или иной услуги, которую гражданам оказывают, и потом выставляет это в бюджет какого-то региона? Оказывается, никто не контролирует, коллеги, представляете?!
То есть они на самом деле могут рисовать что хотят, на что, кстати, в отчёте Счётной палаты присутствует указание. Мы видим: нет-нет да и идёт ссылка на то, что вот в таких-то договорах не указаны цели, в таких-то договорах раньше времени оплатили, не проведя экспертизу. Это вроде мелочи, потом смотрим… Я на одном заседании комитета слышал, как говорили: ну, знаете, в общем объёме расходов доля 0,5 или сколько-то — это не очень много, это всё в рамках погрешности. Что это за рамки погрешности?! То есть мы сами позволяем посреднической структуре расходовать народные деньги — понимаете? — и считаем, что это нормальная система. Она ненормальная!
Мы продолжаем настаивать на прямом финансировании из бюджета социальных гарантий. Правильно здесь говорили коллеги: какую долю эти гарантии составляют в бюджете Российской Федерации? Почти 40 процентов! И прямым счётом их надо считать, чтобы они напрямую шли, без всяких посредников, и чтобы не дай бог кто-то к этим деньгам прикоснулся, чтобы не накручивали и никто на этом не наживался, потому что нет такого права!
Но почему-то эта точка зрения до сих пор всерьёз не рассматривается, хотя сколько лет до этого у нас страна существовала на совершенно других принципах. Потом вот нам принесли из-за границы, сказали, что это вот эффективнее. Но мы из-за границы одно берём, а другое не берём, то есть вот то, что фонд является посредником, мы берём, а то, как его контролировать, не берём…