Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Журнал о вашем здоровье

ЛАЙФХАК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: массаж младенцам 0-12 месяцев

MATERLIFE
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...
medcollege.ru

Рождение малыша – огромная радость в семье! Однако нередко родители не знают, что, как и когда нужно делать, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, сильным.

Уже давно доказана прямая связь между степенью двигательной активности и способностью к восприятию, памятью, развитием речи, логикой мышления и самостоятельностью детей. Причем каждому возрасту соответствует определенный уровень двигательного и психического развития, которое тесно связано с условиями жизни.

Развитие ребенка на 1-м году условно подразделяется на 5 основных этапов:

  • период новорожденности от 0 до 1 мес.,
  • от 1 до 3 мес.,
  • от 3 до 6 мес.,
  • от 6 до 9 мес.,
  • от 9 до12 мес.

На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателем возрастного развития и определяют его последовательный ход.

0‒1 месяц

  1. Сегодня большинство родителей не пеленает малыша, поскольку есть огромный выбор одежды даже для самых маленьких: кофточки, ползунки, комбинезончики и т. п. как для дома, так и для улицы. Но, если вы приверженцы пеленания, не пеленайте малыша туго! Природой в ребенке заложена потребность в движении, и нельзя его лишать этого.
  2. Чаще меняйте положение малыша в кроватке (выкладывайте на живот перед каждым кормлением, берите на руки, поддерживая спинку и голову).
  3. Важными являются частые проветривания комнаты, сон на свежем воздухе и воздушные ванны при комфортной комнатной температуре.
  4. Прогулки начинают с 5–10 минут зимой и 20–25 минут летом, каждый последующий день это время можно удвоить. Минимальное время прогулки на 1-м году жизни должно составлять в сумме не менее 4 часов в день.
  5. Ежедневные купания проводят при температуре 36–37 ºС.

1–3 месяца

С конца первого месяца жизни включается нежное поглаживание пальцев и ладоней, сопровождаемое нежным разговором, улыбкой.

  1. Массаж рук (направление движений от периферии к центру).

С 1,5 месяца добавляются упражнения:

  • разведение рук в стороны, сведение их, как бы обнимая грудную клетку;
  • поочередное поднимание рук вверх, опускание вниз;
  • поглаживания пальцев рук, растяжение складки большого пальца, поглаживание межкостных промежутков тыла кисти.
  1. Массаж ног (направление движений от периферии к центру), поочередное сгибание и разгибание ног.
  2. Массаж живота:
  • по часовой стрелке;
  • поглаживание прямых мышц живота (одна рука от лобка до мечевидного отростка, другая от мечевидного отростка до лобка);
  • косых мышц (от поясницы вперед и вниз до соединения ниже пупка).
  1. Массаж спины (от ягодиц до головы, не трогая позвоночник).
  2. Массаж ягодичных мышц включает, кроме поглаживания, растирание (направление движений: круговое, от центра к периферии).

Массаж любой области в этом возрасте будет проводиться по схеме: поглаживание – растирание – поглаживание.

Некоторые зоны у детей массажу подвергать нельзя:

  • лицо и шею;
  • область подмышек;
  • область молочных желез и всей передней поверхности грудной клетки;
  • внутреннюю поверхность бедра и паховую складку;
  • суставы.
  1. Рефлекторные упражнения для мышц ног:
  • Ползание. В положении ребенка лежа на животе к стопам полусогнутых ножек приставить свои ладони; отталкиваясь от них, малыш совершает попытку ползти.
  • Подтанцовывание. Взяв малыша с обеих сторон за туловище, перевести его в вертикальное положение и сделать так, чтобы стопы коснулись поверхности опоры, он при этом будет пытаться «оттолкнуться» от поверхности.

Это упражнение выполняется только до 9-й недели жизни малыша.

  1. Вызывание зрительного и слухового сосредоточения в положении лежа на спине и животе.

Занятия длятся 5–7 минут.

Каждое упражнение повторяется не более 4 раз.

Время от последнего кормления – не менее 45 минут.

Нельзя проводить занятия непосредственно перед ночным сном.

  1. Воздушные ванны – постепенно увеличивая время нахождения малыша раздетым, начиная с 1 минуты, прибавляя каждый день по 25 секунд, доведя до 15 минут к концу периода. Обязательное условие – проветренное помещение при температуре 20–22 ºС.
  2. Наиболее эффективным считается закаливание водой. Начинаем снижение температуры воды в возрасте полных 4 недель (исходно температура воды 36,0–36,5 ºС) на 1 ºС за 7–10 дней. Таким образом, к концу 2-го месяца вы доведете температуру воды до 33,0–33,5 ºС. Продолжительность купания 10–15 минут.

Закаливающие процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время с постепенным увеличением продолжительности купания и снижением температуры воды.

3–6 месяцев

Массаж проводится в той же последовательности, что и на предыдущем этапе. Кроме поглаживания, можно применять легкое растирание и разминание.

Последовательность приемов: поглаживание – растирание – поглаживание – разминание – поглаживание.

Добавляются упражнения, тренирующие повороты на бок и на живот в обе стороны поочередно.

С 4–5 месяца стимулируют хватание игрушки в различных направлениях, лежа на спине и животе.

С 5-го месяца вводятся упражнения в присаживании малыша с опорой на одну и другую руку поочередно, фиксируя при этом ноги. Длительность процедуры составляет 10–12 минут.

Продолжаются закаливания воздушными ваннами, прогулки на свежем воздухе не менее 4 часов в день.

ВНИМАНИЕ! С возраста 5 месяцев можно окончательно перейти к ношению малыша в вертикальном положении. Посмотрите внимательно, как искривлен позвоночник, таз, верхний плечевой пояс и шея, если вы носите малыша традиционно, когда он сидит на вашей согнутой руке. Это неверно и крайне вредно! Носите детей правильно!

Для этого поверните малыша спиной к себе, обнимая его руками и фиксируя в области тазобедренных суставов и нижней части груди.

6–9 месяцев

Здоровому малышу массаж во втором полугодии делать не обязательно, но если есть необходимость, согласуйте это с врачом. Однако в этот период большее значение имеют активные движения:

  • упражнения для рук;
  • упражнения для ног;
  • повороты активные за игрушкой;
  • присаживания с опорой на руку (попеременно).

В комплекс гимнастики добавляются активные упражнения с помощью и самостоятельные:

  • стимуляция ползания за игрушкой (по-пластунски);
  • вставание на четвереньки;
  • передвижение на руках (поддержка под живот и за ноги, постепенно остается только поддержка за ноги);
  • стимуляция ползания на четвереньках (после самостоятельного вставания в эту позу);
  • приподнимание корпуса на колени из положения лежа на животе при поддержке за разведенные руки.

Продолжительность занятия в этот период до 15 минут.

9–12 месяцев

Обращаем внимание на то, что наша задача учить ребенка не сидеть, а садиться, не стоять, а вставать. Конечно, у каждого ребенка свои особенности роста и развития. Тем не менее, рекомендуется вырабатывать у малыша двигательные навыки в следующем порядке: удержание головы, способность брать и удерживать игрушку в руке, повороты со спины на бок и живот, затем обратно, ползание, вставание на четвереньки, сидение, ползание на четвереньках, вставание, ходьба.

Поэтому после 9 месяцев содержание занятий зависит от достигнутых ранее умений. Если к этому времени малыш самостоятельно ползает на четвереньках, садится и ложится, можно осваивать вставание у опоры, а затем перешагивания.

  1. Присаживания.
  2. Ползание на четвереньках и вставание из этой позы у опоры на колени и стопы.
  3. Вставание из положения лежа на животе при поддержке за разведенные руки.
  4. Наклоны за игрушкой.
  5. Приседания.

В этом возрасте бодрствование должно быть активным, самостоятельным. Занимаясь с ребенком, не делайте за него его работу: не поднимайте, не водите за руки, тем более за одну. Не пользуйтесь «ходунками». Все, что ребенок делает самостоятельно, хорошо, идет ему на пользу. Все, что мы делаем за него – не на пользу, а часто и во вред.

И помните, что неправильное выполнение приемов массажа может вызвать не только неприятные ощущения у ребенка, но и вместо пользы принести вред. Поэтому, прежде чем начинать самостоятельно делать массаж и гимнастику своему малышу, проконсультируйтесь у специалиста и сделайте свои первые шаги в качестве массажиста под его присмотром.

Лариса СКОВЫЧЕВА, кандидат медицинских наук, зав. кафедрой медицинской реабилитации и спортивной медицины Института повышения квалификации специалистов здравоохранения (ИПКСЗ) Минздрава Хабаровского края;

Софья КОЛЕСНИКОВА, кандидат медицинских наук, зав. кафедрой педиатрии и неонатологии ИПКСЗ

Регион: Москва
Город:

Специалисты готовы помочь (10):

Березовская Ксения Валерьевна
Березовская Ксения Валерьевна (Томск)
Десятова Лариса Фёдоровна
Десятова Лариса Фёдоровна (Томск)
Малыха Александр Валерьевич
Малыха Александр Валерьевич (Краснодар)
Михаленко Ирина Владимировна
Михаленко Ирина Владимировна (Томск)
Недосекова Светлана Александровна
Недосекова Светлана Александровна (Томск)
Нечаева Светлана Александровна
Нечаева Светлана Александровна (Геленджик)
Рыбина Виктория Ивановна
Рыбина Виктория Ивановна (Краснодар)
врач-педиатр
Цирулина Жанна Сергеевна
Цирулина Жанна Сергеевна (Краснодар)
врач ультразвуковой диагностики

Так и не записались к врачу?

ПЕРЕХОДИТЕ В УДОБНЫЙ СЕРВИС ЗАЯВОК ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

Здесь отобраны лучшие клиники и врачи РФ
Закажите медицинские услуги в Вашем регионе сейчас!

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ