Законопроект о запрете арестов предпринимателей по экономическим преступлениям небольшой и средней тяжести, разработанный Минюстом, содержит ряд положительных изменений, однако далек от ожиданий предпринимательского сообщества. Об этом “РГ” заявил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Среди положительных моментов бизнес-омбудсмен выделил повышение роли прокуратуры при расследовании дел в отношении предпринимателей. При этом законопроект не снимает ряд существующих проблем.
“Самое основное – не решен вопрос о полноценном использовании ограничений на заключение предпринимателей под стражу, зафиксированных в ч. 1.1 ст.108 УПК РФ. Теперь в ходатайстве перед судом следователю предлагается подтверждать мнение о том, что к предпринимательской деятельности преступление не относится. Но эффективность этой нормы крайне зависит от дальнейшей практики. Между тем развязать этот узел можно просто. Указать в УПК четкие условия, не подлежащие толкованию. Простое сочетание: перечень статей УК и статус ИП либо члена органа управления коммерческой организации. И этого достаточно, чтобы речи о СИЗО не шло”, – отметил Титов.
Он также обратил внимание на то, что суд, согласно законопроекту, по-прежнему не обязан при продлении сроков содержания под стражей рассматривать вопрос о соотнесении преступления с предпринимательской деятельностью.
“То есть если неверное решение было выбрано в самом начале, потом оно будет продляться автоматически”, – полагает бизнес-омбудсмен.
Кроме того, по ряду позиций Титов отметил “некоторое ухудшение ситуации для подследственных”.
“Целый перечень экономических статей УК, которые сейчас подпадают под особые условия без необходимости доказывать предпринимательский характер деятельности, в законопроекте предлагается внести в “общий список” и распространить на них необходимость такого доказывания”, – подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, разработанные Минюстом, предполагают запрет на аресты предпринимателей по экономическим преступлениям небольшой и средней тяжести. Исключением станут случаи, когда бизнесмен нарушит ранее избранную меру пресечения или попытается скрыться от следствия или суда.
Кроме того, предлагается вдвое сократить сроки предварительного следствия по экономическим преступлениям в отношении бизнесменов, а также ввести приоритет применения судом меры пресечения, которая позволит продолжать предпринимательскую деятельность.