Такие данные содержатся в очередном опросе Федеральной службы охраны «Мнение собственников об административной среде в Российской Федерации», который традиционно становится частью ежегодного доклада Президенту Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
Опрос проводился в марте 2022 года во всех регионах страны и охватил 3710 человек – преимущественно руководителей и собственников малого и микробизнеса.
Административная нагрузка
51% предпринимателей оценили уровень административной нагрузки на свой бизнес в прошлом году как средний. 23% — как высокий. (Под административной нагрузкой понималась сумма затрат на соблюдение обязательных требований, получение разрешений/согласований/лицензий, подключение к коммунальной инфраструктуре, составление отчетности (без учета уплаченных налогов, сборов, страховых взносов).
33% заявили, что административная нагрузка за год увеличилась (но этот показатель стал меньше по сравнению с предыдущими годами опроса, когда он стабильно зашкаливал за 40%). 50% ответили, что она не изменилась. А 7,6% зафиксировали ее уменьшение.
Что касается финансового объема административной нагрузки, то более чем у половины респондентов он не превысил 10% от выручки, у 15% составил от 10 до 20%, а у 11% превысил 20% выручки.
“Регуляторная гильотина”
40% положительно оценили влияние «регуляторной гильотины» (отрицательно – лишь 6,4%). Правда, еще 31,4% ответили, что эта мера на их бизнес никак не повлияла.
32,6% считают, что административные наказания в 2021 году ужесточились, 29% не отметили изменений, 7,3% увидели их смягчение. Остальные затруднились с ответом.
Контрольно-надзорные органы
Профилактические мероприятия контрольно-надзорных органов, на развитие которых делается особая ставка после принятия нового закона о госконтроле, в 2021 году еще не успели получить широкого распространения. Лишь 30% опрошенных ответили, что столкнулись с такими действиями контролеров, как профилактический визит, объявление предостережения, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, консультирование и т.д.
В отношении российской экономики в целом малый и средний бизнес давно не испытывает оптимизма. Лишь 36,4% назвали ее состояние удовлетворительным, 8,8% — хорошим или очень хорошим. 45% полагают, что отечественная экономика находится в плохом либо очень плохом состоянии.
“Экономический оптимизм”
Оперативные изменения также рисовались участникам опроса далеко не радужными. 56,1% заявили, что экономическая ситуация в 2021 году в их собственном регионе ухудшилась, 19,3% не отметили изменений, и лишь 14,2% сообщили об улучшениях.
Говоря о мерах, которые способны вывести российскую экономику на темпы роста выше среднемировых, большинство предпринимателей назвали снижение налоговой нагрузки (в первую очередь – снижение ставки страховых взносов до 15% со всего объема фонда оплаты труда); стимулирование спроса и создание новых рынков для отечественных производителей; снижение административного давления на бизнес, а также ограничение роста тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий.
Налоговая нагрузка и давление монополий
Между тем реальность была как раз противоположной. 39,8% заявили, что фактическая налоговая нагрузка (включая штрафы, сборы, рост кадастровой стоимости и др.) на их компанию увеличилась. Снизилась она лишь у 5,7%. 43,7% ответили, что налоговая нагрузка не изменилась.
70,2% отметили увеличение фактических затрат на услуги естественных монополий (электроэнергия, газ, вода, теплоснабжение, железнодорожные перевозки). В том числе 49,8% сообщили о росте затрат на вывоз твердых коммунальных отходов.
Нацпроекты и господдержка
Идея развития экономики страны путем реализации национальных проектов набирает популярность. Нацпроекты считают эффективным способом развития 50,4% предпринимателей (год от года этот показатель в опросах растет). Неэффективным — лишь 14,5%. Тем не менее, лишь 28,4% респондентов отметили, что реализация нацпроектов позитивно влияет на их бизнес. 38,5% никакой связи между нацпроектами и своим бизнесом не увидели.
Что касается господдержки МСП, то в течение 2021 года ей воспользовались 36,4% респондентов. При этом каждый шестой из них отметил, что проблем от такой поддержки больше, чем помощи.
Отвечая на вопрос «За последний год Вам стало труднее или легче вести Ваш бизнес?», 44% выбрали вариант «труднее», 5,8% — «легче». Для 32,2% ничего не изменилось. Самыми популярными причинами трудностей названы коронавирусные ограничения; снижение спроса и покупательской способности; рост цен на товары, сырье, материалы, коммунальные услуги.
Рост цен
Наконец, предпринимателей спросили, какие меры они планируют предпринимать в ближайшее время в связи с текущей экономической ситуацией. Самыми массовыми ответами стали «увеличение стоимости продукции (услуг)» (34,9% ответов против 17,1% два года назад) и отказ от планов по развитию бизнеса (21,6% против 12,6% в 2020 году). Ответ «ничего не планирую предпринимать» звучал гораздо реже: в 25% случаев против 42% два года назад.
«Результаты опроса в очередной раз свидетельствуют о том, что экономическая ситуация в малом бизнесе остается сложной, — отметил Борис Титов. — Важно, что предприниматели сами подсказывают рецепты выхода: меньше налогов, меньше административного бремени, более щадящие монопольные тарифы, более доступная ставка кредита. Осталось их услышать».