ОБ АВТОРЕ: Евгений РАБЦУН – кандидат медицинских наук, президент Национальной ассоциации медицинских организаций, генеральный директор ГК «ЦСМ – САНТАЛЬ»
Счетной палатой опубликован «Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов/январь – декабрь 2020 года».
Раздел про ОМС начинается со страницы 156. Знакомьтесь.
В целом у фонда ОМС всё хорошо. Отчитались хорошо. Но, как говорится в известном анекдоте, есть нюансы.
По данным федерального фонда расходные обязательства по разделу 09 «Здравоохранение» составили – 2 359 082,2 млн рублей, или 99,6 % утвержденного годового показателя, что аналогично соответствующему показателю 2019 года (99,8 %).
Это значит: комиссии идеально(!) прогнозируют объем и структуру заболеваемости населения и затраты на медицинскую помощь с ней связанную. И так каждый год. Даже в экстремальных условиях коронавирусной инфекции. Ну, молодцы же…
Однако…
В самом конце года, 22.12.2020 г., по поручению Председателя Правительства РФ были проведены сверки расчетов между территориальными фондами, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, а также оценка достаточности средств ОМС на оплату медицинской помощи, оказанной в 2020 году.
В результате сверки (страница 169 доклада) выявлен дефицит финансового обеспечения территориальных программ ОМС в 56 регионах на общую сумму 51,3 млрд рублей – сумма недостаточности.
Это либо деньги, которые медицинские организации недополучили за фактически оказанную медицинскую помощь, либо это сумма отказов в медицинской помощи. Метод оценки дефицита в отчете Счетной палаты не уточняется.
Однако, в любом случае, с большой долей вероятности могу утверждать, что в этом «дефиците» не учтены «сверхобъемы» – объемы неоплаченной медицинской помощи, оказанной застрахованным по ОМС гражданам, сверх утвержденных комиссией.
Их учет запрещен территориальными фондами ОМС. Отчеты по форме 14-Ф, где медицинские организации могут показать превышение расходования средств, идущих на программу ОМС, над поступлениями, не принимают. Отказываются. Сколько денег ОМС выделили, столько и должны потратить, – считают в фонде ОМС. А затраты на сверхобъемную медпомощь? Которая оказана по заболеванию, произошедшему случайно, сверх плана, в какой форме отчета отражать?
Этих данных нет. Счета на эту помощь не принимают, указывать расходы за сверхобъемную помощь в отчетности запрещают. По факту она есть, и потребность в такой помощи и расходы на ее оказание, а по отчетам фондов ОМС ее нет. Понять можно – красивого баланса не получится.
Исключением являются некоторые «частные клиники», которые судятся по «сверхобъемам», и портят красивую отчетность фондов достоверностью данных. Их фонды ОМС не любят.
Заключительный аккорд на странице 188, цитата:
«На 1 января 2021 года текущий ПРОФИЦИТ бюджета Фонда составил 32 229,9 млн рублей, при том, что утвержденный на 2020 год объем дефицита составил 1 378,4 млн рублей. В результате ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФОНДА по состоянию на 1 января 2021 года УВЕЛИЧИЛСЯ по сравнению с остатками на начало 2020 года (36 398,3 млн рублей) на 32 229,9 млн рублей и составил 68 628,2 млн рублей».
Ну, красавцы же! При запланированном дефиците, дали профицит на 32 млрд – это примерно годовой бюджет территориальной системы ОМС двух–трех небольших субъектов Центрального федерального округа. Сэкономили. Заработали. Профессионально?
P.S. Помните об этом, когда вам будут отказывать в медицинской помощи по полису ОМС, потому что «денег нет». Помните об этом, когда вам будут отказывать в оплате «сверхобъемов». Помните об этом, когда ваша медорганизация будет тонуть в «кредиторке». Помните об этом, когда вам установят тарифы за «медуслуги по ОМС» ниже стоимости чашки кофе. Причина не в деньгах, просто, вероятно, человек вы не очень, не нравитесь вы фонду ОМС. Подумайте об этом.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:
МИНЗДРАВ РФ ОТМЕНЯЕТ ОМС. По сути, так
…
Минздрав ДОРОЖЕ здравоохранения