Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Газета: здравоохранение в регионах

ПУТИН: «По данным Федеральной службы охраны, которая проводит социологические опросы регулярно на профессиональном уровне, пока у нас не наблюдается удовлетворённости граждан системой здравоохранения. Мы запустили программу первичного звена. Там деньги очень приличные – 550 млрд. И показатель удовлетворенности должен фиксировать качество нашей работы»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
http://www.kremlin.ru/
http://www.kremlin.ru/

Очень интересное обсуждение современного состояния здравоохранения и перспектив его модернизации прошло на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. О том, что ждет отечественную медицину (и не только!) – в тезисах выступлений президента и членов правительства.

Участники дискуссии – президент РФ В.В. Путин, премьер-министр М.В. Мишустин, первый зам. премьер-министра А.Р. Белоусов, вице-премьеры Т.А. Голикова и Д.Н. Чернышенко, председатель «Федерации независимых профсоюзов России» М.В. Шмаков.

ПУТИН

Наряду с реальными достижениями есть и значительное число нерешённых задач, проблем, которые чувствительны для людей. Это, прежде всего, бедность, низкие доходы многих семей, невысокое качество первичного звена здравоохранения…

МИШУСТИН

Мы провели несколько раундов опросов граждан России по каждой инициативе. Кстати, наиболее активными оказались люди в возрасте 25–39 лет, их была почти половина. Каждый второй участник отбора назвал в качестве приоритетов инициативы в сфере экологии, здравоохранения, повышения качества жизни в городах и предоставляемых государством услуг. Мнение людей стало основой для формирования рейтинга для определения пакета сегодняшних предложений.

***

В своем Послании Вы указали на необходимость создания «санитарного щита» России. Одна из наших инициатив так и называется, речь идёт о развёртывании по стране сети лабораторий с быстрой и доступной диагностикой инфекций, чтобы расшифровать любой неизвестный вирус и разработать тест-систему по его определению в самые короткие сроки, оперативно выпускать эффективные и безопасные вакцины. Конечно, нельзя забывать и про первичное звено медицины. Нужно сделать так, чтобы каждый человек был окружён постоянным вниманием врачей, не оставался один на один со своими заболеваниями.

Ещё одно важное направление – восстановление здоровья после перенесённых заболеваний и травм. Планируем модернизировать систему медицинской реабилитации, Вы тоже об этом говорили в Послании, чтобы через 10 лет практически все отделения и центры медицинской реабилитации были оснащены современным оборудованием. Причём не менее половины техники будет российского производства. Разместим перечень обновлённых организаций, чтобы люди понимали, где именно им могут помочь с конкретной проблемой.

***

Получит новое развитие проект социального казначейства. Создаём принципиально новую единую цифровую систему адресной социальной поддержки граждан, чтобы исключить требование каких-либо бумажных документов и справок. Перейдём на проактивную модель предоставления государственных услуг, и граждане смогут их получать не за несколько дней, а буквально за считаные минуты.

По всей стране появится возможность в «онлайне» получать государственную услугу по оформлению выплат, пособий и справок. Работа над её формированием идёт полным ходом, как и реализация планов в рамках цифровой трансформации.

***

Одно из значимых направлений – создание вокруг университетов экосистемы технологического предпринимательства, по сути, инкубаторов для массового создания десятков тысяч стартапов в сфере высоких технологий.

***

Общим результатом от реализации как уже принятых решений, так и новых инициатив должно стать увеличение высокотехнологичных и сервисных секторов в экономике, а внутри отраслей – рост высокооплачиваемых рабочих мест. И в конечном итоге повышение качества жизни людей.

ГОЛИКОВА

Целевыми показателями определены: обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. К сожалению, увеличение смертности, связанной с COVID-19 и его последствиями, внесло коррективы в положительную динамику этих показателей. Но в то же время по итогам пяти месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась смертность от злокачественных новообразований на 2,3 процента, от туберкулеза – на 10,4 процента, болезней, вызванных ВИЧ-инфекцией, – на 14,1 процента. И продолжила снижаться младенческая смертность – на 2,3 процента.

***

Ключевым приоритетом для нас всех стала устойчивая система здравоохранения. В поддержку уже реализуемых мер нами разработаны три новых проекта.

Первый – это расширение проекта «Первичное звено для каждого». Уже отремонтировано 69 ФАПов и врачебных амбулаторий в 19 регионах, в процессе ремонта ещё 743 объекта в 62 регионах, введено в эксплуатацию 5,8 тысячи единиц медицинского оборудования в 61 регионе.

Но основным элементом в первичном звене здравоохранения является система оказания медицинской помощи, чтобы человек мог быстро, удобно и беспрепятственно её получить, а также иметь доступную информацию о своём здоровье и системе здравоохранения. Это и есть цель расширения проекта первичного звена. Основой такой трансформации должен стать единый цифровой сервис «Здоровье». Поэтапно начиная с 2021 года на портале госуслуг и в мобильном приложении «Моё здоровье» граждане смогут получать необходимые сведения о лечащем враче, результатах исследований, вакцинации, информацию о льготных лекарствах. Они будут проактивно информироваться о факторах риска, необходимости пройти обследование, диспансеризацию, а также где и как это можно сделать. Важный элемент снижения смертности – это своевременное выявление заболеваний и их осложнений.

Особое внимание – к диспансеризации. Из-за пандемии в апреле 2020 года всероссийская диспансеризация населения была приостановлена, но, когда эпидемиологическая ситуация позволила, обследования были возобновлены, и в 2020 году их прошли 35 миллионов наших граждан. С 1 июля у нас начата углублённая диспансеризация, которую может пройти любой гражданин, но в первую очередь она необходима тем, кто перенёс COVID-19. Подлежат углублённой диспансеризации сегодня 8,5 миллиона наших граждан. По предварительным оценкам, с 1 июля такую диспансеризацию уже прошли более 8,3 тысячи наших граждан.

Ещё один важный аспект – это медицинская реабилитация. Это и реабилитация после перенесённых сердечно-сосудистых заболеваний, поскольку они являются наиболее частой причиной смертности и наиболее частым осложнением COVID-19. Для этого нами предложен новый проект – оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация, которая нацелена на модернизацию и, по сути, создание в России новой системы медицинской реабилитации под потребности пациента. С 2022 года начнётся планомерное развитие инфраструктуры, к 2024 году будут дооснащены современным оборудованием около 75 процентов всех отделений и центров реабилитации. Охват граждан медицинской реабилитацией увеличится более чем в два раза, в том числе за счёт расширения реабилитационной помощи на амбулаторном этапе.

Граждане будут проактивно информироваться о возможностях прохождения реабилитации. На эти цели будет дополнительно направлено до 2024 года 60 миллиардов рублей.

Третий проект – это «Медицинская наука для человека». Мы предполагаем создание единого механизма для координации медицинских научных исследований. С 2022 года учёным-разработчикам будут предложены оценка и комплексное сопровождение их медицинских проектов, включая патентную защиту и помощь в поиске индустриальных партнёров, готовых внедрять их разработки. Сегодня почти невозможно внедрить в производство новые разработки, права на которые принадлежат Российской Федерации. В этой связи нужны изменения в действующее законодательство, облегчающие и ускоряющие выход научных разработок на рынок, их внедрение с целью повышения доступности для пациентов и заинтересованности в этих разработках бизнеса.

***

Также будет реализован пилотный проект по созданию индивидуальной карты генетического здоровья. Генетические данные позволят принимать меры по предупреждению развития заболеваний, а в случае их возникновения – диагностировать их с более высокой точностью и значительно раньше. Если проект будет успешный, то мы его расширим.

***

Ещё один урок пандемии – это необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности страны. Без этого невозможно сохранение населения и устойчивое социально-экономическое развитие. Мы разработали проект «Санитарный щит». Результатом его реализации должно стать предупреждение завоза опасных инфекций в страну и развития пандемий, возможность, хочу ещё раз это подчеркнуть, за четыре дня разрабатывать новые тест-системы на новые инфекции и за четыре месяца – вакцины против них.

Мы хотим укрепить санитарно-карантинный контроль на границах таким образом, чтобы, не затрудняя перемещения людей и не закрывая границы, предотвратить завоз инфекций, и уже к 2024 году обеспечим возможность для экспресс-диагностики в более чем 240 пунктах пропуска, модернизируем существующие и построим новые лаборатории, обеспечивая биологическую безопасность страны.

Для 80 процентов россиян станет доступной быстрая, в течение 24 часов, и качественная, своевременная диагностика инфекций. Также в наших планах создание информационного ресурса, на котором любой желающий сможет получить достоверную информацию о состоянии окружающей среды и эпидемиологической обстановке. На эти цели предполагаем дополнительно направить до 2024 года 30 миллиардов рублей.

***

Национальная цель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» предполагает не только меры в сфере здравоохранения, но и решение вопросов благосостояния граждан и борьбы с бедностью. Ситуация с пандемией потребовала пересмотра подходов в предоставлении мер господдержки нашим гражданам. В 2020 году, несмотря на негативное влияние пандемии, удалось не только избежать повышения уровня бедности, но и обеспечить его снижение до 12,1 процента. Это было достигнуто благодаря масштабному по охвату комплексу мер социальной поддержки, поэтому в развитие мы разработали проект «Социальное казначейство». Он без преувеличения затрагивает каждого гражданина. Его цель – быстрое и адресное предоставление мер соцподдержки без волокиты по одному заявлению или даже без него.

Чтобы ускорить получение помощи и упростить эту процедуру, мы предполагаем пересмотреть взаимодействие между органами власти, получая все сведения для выплат в государственных информационных системах. Современные технологии позволяют делать это в электронном формате без участия гражданина. Для этого Минтрудом сейчас ведётся работа по созданию единой цифровой платформы как основы всей системы социального казначейства и назначения выплат. В системе будет отражаться информация о тех или иных событиях в жизни гражданина, которые дают право на получение помощи: рождение ребёнка, достижение ребёнком определённого возраста, установление инвалидности или достижение пенсионного возраста. На основании этих сведений каждому гражданину будет приходить уведомление о доступных ему мерах поддержки, а некоторые выплаты, которые не связаны с нуждаемостью, будут зачисляться на счёт проактивно, как это сейчас происходит с материнским капиталом.

Благодаря большому массиву данных о каждом человеке система позволит выявлять тех, кому нужна помощь, и предлагать её, не дожидаясь, когда человек за ней обратится. Такой подход поможет снизить уровень бедности в 2023 году до 10,9 процента, в 2024-м – до 10,4 процента, а к 2030 году – в два раза, как это предусмотрено национальными целями развития, то есть до 6,5 процента. В результате реализации этого проекта будет обеспечен единый стандарт предоставления мер соцподдержки – не важно, [какой уровень,] Федерация это, субъект или муниципалитет.

***

Борьба с бедностью – это не только социальная поддержка государства. Важно дать возможность человеку реализоваться, найти достойную работу.

Вместе с тем мы наблюдаем серьёзные изменения на рынке труда, это вымывание возрастной когорты 30–44 года, имеющей самые высокие уровни занятости, более поздний выход на рынок труда молодёжи, установка на новые формы занятости. 56 процентов молодых людей готовы работать исключительно на себя.

Значимый рост мы ожидаем в IT-отрасли, это даст плюсом около двух миллионов специалистов в этой сфере в 2030 году. Увеличение занятых прогнозируется также в строительстве, отраслях здравоохранения и сферы социальных услуг, креативных индустриях. Отрасли, которые будут сжиматься, – это транспорт, финансово-административная деятельность, государственное управление и сельское хозяйство.

***

Мы предполагаем изменить механизмы управления колледжами на основе принципов государственно-частного партнёрства посредством создания управляющих компаний, [их] соучредители – государство и бизнес. Быстро включаться в работу на реальном производстве студентам СПО позволят гибкие образовательные программы с возможностью донастройки в процессе обучения и с использованием соответствующих цифровых модулей. Планируем начать с 1 сентября 2022 года, с нового учебного года.

Ожидаем, что трудоустройство выпускников колледжей возрастёт с сегодняшних 60 до 85 процентов, а предприятия будут получать высококвалифицированных работников не через четыре года, как это сейчас, а уже через два года с начала обучения.

***

Ещё один предлагаемый нами проект на стыке двух национальных целей – это «Придумано в России». Это большой межведомственный проект, цель которого – создание системы поддержки сектора индустрии, которая связана с творчеством и искусством.

С учётом запроса нашей молодёжи работать на себя рассчитываем, что реализация этого проекта позволит увеличить число самозанятых, а также работающих дистанционно, создаст дополнительные возможности заниматься творческой деятельностью. В ближайшие десять лет развитие креативного сектора обеспечит работой до 400 тысяч наших граждан.

***

Ещё один проект, который направлен на достижение двух национальных целей, – это «Бизнес-спринт (я выбираю спорт)». Сегодня недостаток спортивной инфраструктуры, её низкая доступность являются проблемой для населения. При этом заинтересованность инвесторов и современные цифровые технологии создают возможности для быстрого решения этих вопросов. Предполагаем привлечь на рубль бюджетных рубль внебюджетных средств, обеспечить для населения простые, но функциональные объекты в шаговой доступности. В результате к 2024 году в развитие спортивной инфраструктуры будет привлечено дополнительно 12 миллиардов рублей частных инвестиций, создана одна тысяча новых рабочих мест. Это повысит интерес к занятиям спортом и увеличит количество населения, ведущего здоровый образ жизни.

ПУТИН

По данным ФСО, Федеральной службы охраны, которая проводит социологические опросы регулярно, как вы знаете, на профессиональном уровне, к сожалению, пока у нас не наблюдается повышения удовлетворённости граждан системой здравоохранения, тоже вам это хорошо известно.

Мы сейчас фактически запустили программу первичного звена здравоохранения. Деньги очень приличные, там 500 миллиардов, свыше 500 миллиардов, 550 миллиардов. И нужно, чтобы показатель удовлетворённости всё-таки входил в число тех, которые фиксируют качество нашей работы. Этот системный показатель должен учитываться.

Нужно понимать, ведь мы же с вами много раз говорили постоянно, и коллеги говорят в Правительстве, и я постоянно говорю о том, что там нужны не бумажные отчёты, а реальное состояние общества и реальные результаты для людей. А как мы можем понимать? Это обратный отчёт, обратная реакция, и она должна учитываться как один из основных показателей.

***

Теперь что касается динамики численности населения. Вы знаете хорошо, что с 2012 по 2018 год численность населения России увеличилась на 3,8 миллиона человек. Затем, к сожалению, в последние несколько лет в силу ряда обстоятельств, об этом мы тоже много раз говорили, это две демографические ямы, и плюс ещё этот несчастный COVID-19 даёт нам такую неблагоприятную картину с точки зрения рождаемости и убытия населения. Но мы должны на это посмотреть самым внимательным образом, имея в виду, что мы деньги-то вкладываем серьёзные, в том числе в те направления, о которых только что было сказано Татьяной Алексеевной, и я сейчас упоминал о первичном звене здравоохранения. Это должно отдачу отдавать какую-то, поэтому я бы попросил Правительство посмотреть на этот показатель повнимательнее. Конечно, эти цели должны быть реалистичными, но всё-таки амбициозными. То же самое касается и достижения продолжительности жизни в 75 лет по итогам 2025 года. Я так понимаю, что эта цель у нас никуда не исчезает, нельзя ни в коем случае забыть про это, надо над этим работать.

БЕЛОУСОВ

Предложена целая группа стратегических инициатив, которые объединены общим названием технологических проектов-маяков. По сути дела, каждый такой технологический проект-маяк – это достаточно ёмкий рынок, к которому будет подтягиваться и частный бизнес, и наука, и технологические стартапы, и государственные корпорации.

Какие это проекты? Это создание беспилотных логистических транспортных коридоров для перевозки грузов. Первый такой коридор предполагается создать в рамках трассы М11 в направлении Москва – Санкт-Петербург уже до 2024 года. Это создание коридоров коммерческого автономного беспилотного судовождения, и первый такой маршрут – это Усть-Луга – Калининград. Это беспилотная доставка грузов в труднодоступные районы Арктики и Дальнего Востока. Это создание системы дистанционного наблюдения и диагностики людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом с помощью персональных носимых устройств.

Всего в эти проекты в 2022–2024 годах предполагается инвестировать 652 миллиарда рублей.

ЧЕРНЫШЕНКО

Мы видим: чётко обозначился запрос людей на доступ к современным цифровым сервисам, к госуслугам. И уже 80 миллионов наших граждан зарегистрированы на портале Госуслуг, и начиная с прошлого года через него обработано свыше 450 миллионов обращений, оформлено более 40 миллионов заявлений на социальные выплаты, на льготы, на пособия, выдано 1,5 миллиона сертификатов на материнский капитал.

До конца следующего года ещё примерно 200 госуслуг будут переведены в цифровой формат. Но чтобы наши граждане пользовались этим, нужен быстрый интернет. Он стал таким же критерием качества жизни, как горячая вода или электричество, и обеспечить его доступность на территории нашей большой страны как в техническом, так и в экономическом смысле – это наша главная задача.

Инициатива Правительства предусматривает создание полноценного цифрового профиля гражданина, прежде всего это введение цифрового аналога бумажного паспорта. В Москве этот пилот будет развёрнут уже с декабря этого года. Создаются сервисы, чтобы гражданину не нужно было носить с собой бумажные документы. Достаточно защищённой цифровой копии в приложении госуслуги на смартфоне. И в планах к 2024 году все справки и выписки представлять в электронном виде в момент обращения гражданина, чтобы человеку не нужно было ждать этих документов днями, а иногда неделями.

ШМАКОВ

Проблема, которая сегодня стоит в стратегии и в планах по поводу слияния социальных фондов. Я думаю, что это требует ещё доработки, потому что сами фонды механически нельзя сливать, поскольку разные основы деятельности социальных фондов, и пенсионного, и социального страхования, и фонда обязательного медицинского страхования. Поэтому необходимо здесь ещё доработать и точно настроить, чтобы это слияние не повлияло на деятельность фондов и на те услуги, которые граждане получают через эти фонды.

***

Предусматривается развитие индивидуального предпринимательства и самозанятых, и к 2030 году там стоит цифра контрольная – чтобы 25 миллионов человек работали в такой форме организации труда. Но 25 миллионов – это одна треть, по крайней мере, по сегодняшним цифрам, 72 миллиона у нас трудоспособного населения, одна треть – 25 миллионов. А произойдёт определённое сокращение работы по найму. Я думаю, что это также ещё требует аккуратной доработки, не цифры, а собственно самой формы организации трудового процесса и организации работы.

***

И есть ещё один вопрос, который не до конца понимаем в целом. Это опора или перспектива внедрения геномных и постгеномных технологий в сельском хозяйстве. Это, конечно, наверное, прорывные научные исследования, тем не менее на сегодняшний день существует определённая предвзятость к подобным технологиям, связанным с пищей, с продукцией сельского хозяйства. Поэтому я думаю, что стоило бы ещё более подробно об этом сказать. И это требует, как я сказал, уточнения.

ГОЛИКОВА

Мы работаем по этому направлению, я имею в виду унификацию тарифов страховых взносов и возможность объединения социальных фондов – Пенсионного и социального страхования – очень давно. Относимся к этому крайне осторожно и крайне взвешенно, делаем это с соответствующим переходным периодом, и в рамках предложений, которые мы формулируем, это 2023 год. Поскольку это достаточно серьёзные изменения, которые эффективно уменьшают расходы, в том числе административные, дают возможность объединить информационные системы.

***

Не могу не отреагировать на тему геномных исследований. Это тема отдельного разговора, есть соответствующая программа. Но это перспективы развития персонализированной медицины, без которой нам в принципе не обойтись. Потому что если мы знаем о том, какие наследственные заболевания есть у ребёнка, и можем на ранних стадиях эти заболевания выявить, то это перспектива последующего выздоровления, а не инвалидизации.

ПУТИН

Я так понял, что Михаила Викторовича [Шмакова] больше беспокоит даже не фундаментальное исследование в медицине, геномное исследование, а применение генетически изменённых продуктов. Но у нас здесь соответствующие решения приняты, Правительство достаточно строго следит за этим, хотя внимание к этим вопросам должно быть постоянным, я с этим согласен, с тем, чтобы не засорить наше сельское хозяйство.

И в завершение хотел бы вот что сказать.

Мы с вами посмотрели текущее состояние реализации национальных целей, обсудили новые инициативы Правительства. Но сначала мне говорили о том, что они будут стоить 500 миллиардов, потом, Председатель [Правительства] сейчас сказал, что они уже стоят 730 миллиардов.

***

Но при всей безусловной важности предложений коллег мы не должны бросать, особо это подчёркиваю, ранее начатые дела, что называется, на полпути, полностью переключаться на другие задачи, оставляя «долги», незавершённые начинания, не получив должной отдачи от того, что мы делали, чем мы занимались.

Повторю, наша задача, чтобы российские семьи чувствовали зримые, позитивные перемены в своей жизни, видели, как на деле, а не на бумаге, улучшается социальная сфера, всё меньше становится экологических проблем, чтобы в нашей стране снижались бедность, неравенство, увеличивались продолжительность жизни и реальные доходы людей.

Именно уверенная позитивная динамика таких интегральных показателей должна стать очевидным подтверждением растущего благополучия России и качества той работы, которую мы с вами делаем. Всё это должно выражаться в конкретном восприятии людьми того, что в жизни происходит.

По стенограмме заседания Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам



Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ