Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Газета: здравоохранение в регионах

РЕЗОНАНС: Мурашко заявил о максимальной удовлетворенности граждан медпомощью. Мнение врача и эксперта

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 5,00
Загрузка...
rbc.ru
rbc.ru

В недавней заметке «МИНЗДРАВ: Мурашко заявил о максимальной удовлетворенности граждан медпомощью» мы процитировали слова министра здравоохранения РФ на торжественном приеме в РАН, которое приводит агентство ТАСС:

«Сегодня мы получили предварительные пока цифры, констатируем, что уровень удовлетворения населения медицинской помощью возрос по сравнению с предыдущими годами и достиг одного из максимальных за предыдущий период».

Напомним, что в прошлом году президент Владимир Путин отчитал главу Минздрава за отсутствие роста удовлетворенности граждан качеством медпомощи, потребовав «не бумажных отчётов, а реальных результатов». И вот результат – налицо, не прошло и года!

Заявление Михаила Мурашко сегодня широко обсуждается в профессиональном медицинском сообществе. Med Russia цитирует один из распространенных комментариев на этот счет.

МНЕНИЕ ПРОСТОГО ВРАЧА

Игорь Семенов, врач-трансфузиолог:

– Читая подобные высказывания от нашего высшего чиновничества, в который раз убеждаешься, что они живут в каком-то своём, особом мире, который имеет крайне мало точек пересечения с реальностью.

С той реальностью, где с одной стороны год от года нарастает кадровый дефицит, возникший вследствие неудовлетворённости медицинских работников условиями труда, а с другой — растёт количество жалоб граждан во все инстанции, включая правоохранительные и судебные органы, на уровень оказания медицинской помощи.

С той реальностью, когда два года пандемии выявили катастрофическое положение дел в здравоохранении, когда стало проблемой получить не то что плановую, но и экстренную помощь, когда врача на дому, в том числе скорую помощь, приходилось ожидать часами, если не сутками, а сами машины «Скорой» выстраивались в многочасовые очереди перед приёмными отделениями.

С той реальностью, в которой «выросла до максимума» вовсе не удовлетворённость населения уровнем медицины, а смертность и убыль населения страны.

И вот на этом фоне министр внезапно обнаруживает неуклонный рост удовлетворённости населения медицинской помощи. Читай: работы Минздрава и его руководителя.

Как говорится, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Чтобы решать проблемы, надо для начала хотя бы признать их наличие. Назвать их. А неуёмное самовосхваление чиновников показывает, что они никаких проблем в ситуации со здравоохранением в стране не видят; всё, по их мнению, идёт прекрасно, а потому ничего и менять не надо. Ничего и никого.

Кстати:

«Специалисты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава разработали новый инструмент  оценки удовлетворенности медицинской помощью. До этого в стране не было единой методики определения этого показателя, хотя он с 2022 года включен в федеральный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения» в качестве цели»

Как писали классики, бюрократия — это самовоспроизводящаяся система. Сколько «специалистов» заняты абсолютно бессмысленным делом за деньги федерального бюджета с одной лишь целью: разработать такую методику, чтобы она показывала, как всё прекрасно и хорошо…

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Артем Зуев, медицинский аналитик, генеральный директор группы компаний “Инновационные медицинские технологии”:

– Ну, для начала, что же это за показатель такой и как его рассчитывают? Можно провести опрос среди организаторов здравоохранения, активно участвующих в управлении процессами в государственной медицине, по теме «откуда и как получают показатель удовлетворенности медицинской помощью» – я уверен, выяснится факт, что 90% не представляют, как это делается и что это такое. Ну, а если попросите показать фактуру, на основе чего производятся вычисления, то ввергнете в ступор все 100% чиновников.

Во-первых, мы доподлинно имеем представление, как этот показатель формируется на уровне того же Департамент здравоохранения Москвы. Цифра планируется с потолка, и фактическое значение также берется с потолка. И так уже много лет. При этом планирование ведется из расчета повышения удовлетворенности ежеквартально на 0,3-0,5% и соответственно ежегодно 1,5-2%. Запланированные уровни всегда достигаются, даже немного выше. Ведь с потолка можно взять любую цифру и поставить в отчет. Никто и никогда не проводил здесь никаких расчетов.

Во-вторых, давайте посмотрим, на каком социальном фоне были зафиксированы «максимальные значения удовлетворенности за все годы».

Возьмем для примера опять же Москву, как город с наиболее богатой и развитой медициной.

Число жалоб граждан на условия и качество медицинской помощи только в адрес Департамента здравоохранения Москвы за последние 5 лет выросло в 3 (+200%) раза. Такой же вал жалоб идет непосредственно на медицинские учреждения.

Меня могут упрекнуть, что ведь был COVID-19 и высокая нагрузка на здравоохранение, психологическое напряжение со стороны населения и прочее. Да, несомненно, это значительный фактор для роста числа обращений, но… Рост жалоб со стороны населения наблюдался и до эпидемии, а эпидемия его только ускорила.

Если посмотреть структуру жалоб, то увидим, что проблемы доступности записи на прием за последние пять лет с 2016 года выросли в 11 раз, а прирост до 2019 года составил 3,7 раза. 

Организация онкологической помощи также претерпевает небывалый рост жалоб. Так, за последние 5 лет их количество выросло в 7 раз. При этом в 2019 году рост уже был в 5 раз. Теперь в Департаменте здравоохранения Москвы получают свыше 10 тыс. жалоб со стороны онкологических больных ежегодно.

Согласитесь, не очень это похоже на процессы радости и удовлетворения среди населения.

Кроме того, за последние 5 лет число жалоб в Следственный комитет России увеличилось многократно. В открытых источниках – это более 6 тыс. жалоб, 2500 возбужденных уголовных дел по заявлениям «удовлетворенных граждан». К этому можно добавить разогретые до красна колл-центры по всей стране, жалобы на порталы обработки сообщений (ПОС), а там их сотни тысяч со всей страны, и нарастающий пул негативных отзывов в интернете по отдельным медицинским организациям.

Но есть и еще один момент, опросы по удовлетворенности в поликлиниках и стационарах практически были приостановлены в период эпидемии 2020-2021. Так что, извините, тогда подсчитывали и что стало основанием для таких заявлений о максимальных уровнях удовлетворенности? 

Регуляторам в сфере здравоохранения пора оторваться от системы бумажных отчетов в этом направлении, как и советовал им совсем недавно президент России, и формировать-таки нормальную и реально работающую аналитическую систему обратной связи с населением. А на основании этой системы услышать чаяния народа и начать принимать управленческие решения на их основе.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Ещё недавно на официальной страничке Минздрава РФ в популярном паблике ВКонтакте была открыта функция комментирования постов. Казалось бы, все логично, ведь соцсети и созданы для общения – а власть использует их возможности для диалога с простыми гражданами. Однако, вы даже не представляете, сколько тревожных сигналов из регионов приносили эти самые комментарии – это был крик о помощи, последняя надежда достучаться со своей конкретной проблемой до руководства здравоохранением страны.

И вот в аккурат перед громким заявлением главы ведомства, все комментарии – как ветром сдуло! Их просто ликвидировали, чтобы не портили, наверное, “картинку” всеобщей максимальной удовлетворенности…

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

МИНЗДРАВ: «Мы начали тестировать вакцины и лекарства от оспы обезьян», — министр Мурашко


Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ