Юлия Малыгина

Поэт и литературный критик, г.Москва

Официальный обозреватель Чемпионата Балтии по русской поэзии.

Пока читала лонг, не покидало ощущение, что как минимум сорок из пятидесяти разных совершенно авторов, ориентирующихся на разные поэтические традиции, пытались выразить в слове мелодраматическую историю.

Скорее всего, так проявилось задание темы: написать о медицинском работнике, одухотворить профессию, наполнить её поэтическим смыслом и поэтическим светом. Это действительно здорово, что авторы не стали творить трагедию или драму (а мы знаем, что мелодрама отличается от драмы однозначной маркировкой добра и зла).

Здесь нет сложных и мятущихся героев, сложных и неоднозначных ситуаций и в некоторых текстах действительно забрезжил тот странный и волшебный свет, который преображает действительность.

Чем хорошая мелодрама отличается от мелодрамы неудачной? Тем, что в хорошей мелодраме никто не нажимает на маркеры «плохой» и «хороший», не усиливает их, потому что не сомневается в том, что такое хорошо, а что такое плохо, а в плохой мелодраме авторы как будто в этом постоянно сомневаются и усиливают, и усиливают, и усиливают — в итоге все эти «измученности» и «страдания» работают наоборот, создают эффект любительского кино и придают произведению потешность, вместо света пространство текста окутывает темнота недоверия.

Не ставлю себе задачей подробно разбирать неудачные моменты, расскажу о текстах, которые отобрала в свой шорт.

  1. Муратов Вадим Валентинович (Липецкая обл, г Грязи ) (materlife.ru) — 10 баллов

Это стихотворение интересно проработанностью деталей, автор преображает действительность, рассказывая две параллельные истории: историю избавления от аппендикса и появления у него дочери. Удивительным образом эти истории вдруг начинают работать вместе, как в некоторой пьесе, и создают эффект неожиданного, появляющегося в зазорах между слов. Запах, звук, цвет — все области задействованы автором во время рассказа; при этом пафос устойчивых поэтических выражений умело сбивается неожиданной грубостью (“Я обречённо пялился в окно, / и думал: / Да пошло всё в анус.), возвращающей с небес на землю, где и случается чудо рождения. (Хочется добавить — творится всегда.)

  1. Учаров Эдуард Раимович (г Казань5) (materlife.ru) — 9 баллов

Это более привычное, более опирающееся на традицию стихотворение, выводящее читателя ко встрече с другим пространством, в котором существует “боль больницы”, — некоторое особое состояние, которое передаётся символическому зданию. Понимаем мы, что пространство — другое, а здание — символическое, сразу, как только видим “ангела”, но это не отвлечённый ангел, отнюдь, здесь действует совершенно конкретный ангел как помощник спасению души и одновременно фигура, напоминающая о существовании кошмарного и непредставимого.

Больница же выведена как особое пространство, способное испытывать чувства, а значит переходящее в состояние.

  1. Булатова Галина Ивановна (г Казань ) (materlife.ru) — 8 баллов

Этот текст читатель легко может принять за эпическое полотно, потому что перед нами форма саги, которая встречается достаточно редко среди поэтических произведений, но не забыта и мелодраматическая нота, возникающая не просто в системе чётко обозначенных координат “добро-зло”, но при полном доверии автора к читателю.

  1. Цюпин Владимир Васильевич (materlife.ru) — 7 баллов

Иначе решена медицинская тема в этом произведении, здесь автор погружает нас (нужно признать — удачно), в особое болезненное состояние, как будто проверяя, умеем ли мы сочувствовать. Умеем, несомненно.

Произведение так бы и осталось в оковах привычного лирического сюжета, как бы не финал стихотворения, приподнимающий текст с помощью многозначности словосочетания “подать монету” — это может означать и искупление, и подаяние, и ритуальное сопровождение (покойникам иногда кладут на глаза монетки). Такая многозначность сразу приподнимает текст и преображает действительность и читающего.

5) Макашёв Юрий (г Барнаул) (materlife.ru) — 6 баллов

Этот текст, на мой взгляд, единственно удачный среди тех, которые пытаются показать работу медицинского персонала, а это действительно архисложная задача и многие авторы срывались на нравоучительную интонацию, либо действовали слишком прямо, этот же текст счастливо бежит обеих крайностей. И в то же время в нём понятно всё: что происходит, как выглядит подвиг повседневности, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, и как “хорошо” справляется с “плохо”, иными словами.

6) Глумаков Антон (г Санкт-Петербург ) (materlife.ru) — 5 баллов

Это произведение примечательно тем опытом, который воссоздаёт — текст находится одновременно в двух состояниях, рассказывая о враче и пациенте, инструменте и недуге одновременно. Такой необычный сюжет может создавать вот какой эффект: читатель часто сравнивает свои ощущения с ощущениями в тексте, свой опыт с опытом, проявленным в тексте, и такое произведение может работать, как помогающее вспомнить читателю, что у него самого эти чувства и этот опыт наличествуют.

Ещё это произведение обращается к большому, монументальному стилю (“когда как корабль он ведёт стетоскоп”), когда-то составлявшему большинство печтаных публикаций, ныне же изрядно подзабытому, однако торжественная трагичность, создаваемая текстом, не пуста, ведь обращается он не к отвлечённому, а к болезням лёгких, что выглядит актуально.

Может, это и есть основной признак удачный решений произведений такого рода — звучание в остросовременном контексте.

7) Исаев И. В. (г Москва) (materlife.ru) — 4 балла

Словно в пику вышестоящему в этом шорте тексту, это стихотворение хоть и говорит на ту же тему подвижнического труда, но не обращается к опыту путём смены ракурсов, а ведёт речь в рамках достаточно стройного сюжета, построенного как цепь действий медицинской сестры и перед нами почти ода, воспевающая труд.

Но у читателя могут возникнуть вопросы, как именно медицинская сестра побеждает? Описываемая последовательность действий больше похожа на действия врача, это он после победы может присесть на краешек стола, потому что его борьба ближе к медицинской карте, чем борьба медицинской сестры, которая побеждает, потому что она берёт на себя практическую сторону вопроса: берёт кровь, делает уколы, производит манипуляции и т.д. По крайней мере, у меня-читателя эти вопросы возникают.

8) Косенко Виктория (г.Воронеж) (materlife.ru) — 3 балла

Это лирическое произведение больше обращено к впечатлениям пациентки, нежели к впечатлениям врача; однако основа её впечатлений — то, как прекрасны те, кто лечат, словно повествовательница даже немного заговаривает их, себя и ситуацию, и хоть она ждёт, что врачи “заявятся”, но готова приподнять себя, ситуацию, поведение врачей над повседневностью, чтобы облегчить это ожидание.

9) Сон Виталий Борисович (г Ростов-на-Дону ) (materlife.ru) — 2 балла

И снова пред нами произведение, которое больше обращено к впечатлениям “нездорового пока человека”, чем медицинского работника, более того, медицинский работник здесь сведён к штампованному образу “декольте медсестрички Елены” и упомянут вскользь, в фокусе текста — впечатление. И всё это занижает стиховторение и оно бы окончательно сникло во мне, если бы не прекрасный рефрен с повторением звуков реальной жизни за пространствами стен палаты, словно дающих надежду любому, напоминающих, что жизнь есть и возвращение из больницы обязательно состоится.

10) Заварзин Сергей (г Москва ) (materlife.ru) — 1 балл

И последний текст обзора был взят в него за переворот стройного сюжета, жаль только, что сюжет не очень оригинален. То есть перед нами в меру зарифмованный текст из сетевого фольклора (по крайней мере, так на первый взгляд, выглядит источник сюжета).

Но я помню, что речь идёт о “народном” конкурсе, а значит и обращение к такому материалу — вполне в порядке вещей. Единственное, что всё же стоило бы сделать, это как-то обыграть прозаическое воплощение сюжета и его известность.

В целом можно поблагодарить авторов за то, что так по-разному откликнулись на тему и написали произведения, позволившие иначе посмотреть на традицию т.н. “разрешённой литературы”, которая часто обращалась к теме труда, и даже припомнить подзабытые впечатления.

Приятно было встретить и произведения, устремлённые к одическому, но не создающие фальшивости (а её очень легко произвести в оде, того совершенно не желая), что позволяет нам робко подумать о том, что форма достаточно “отдохнула”. Да и в целом такое количество стихотворений о труде заставляет задуматься о том, что может скоро нас ждёт возвращение подзабытых форм, обогащающее современную литературу.



  ТОП-10 авторов
Лимонова Эвелина Александровна (г Санкт-Петербург ) [3845]
Бешкурова Жанна Александровна (г. Ставрополь) [3665]
Батуренко Арина Юрьевна (Украина, Днепропетровская обл, г Днепр ) [2880]
Туманов Владислав Леонидович (г Москва ) [2160]
Елена Ткаченко (Республика Крым, г. Симферополь) [1950]
Незамайков Григорий (Ярославская обл, Ростовский р-н, рп Семибратово) Посвящается врачу-хирургу "Соловьевки" Веденееву Юрию Михайловичу [640]
Demen Keaper (г Красноярск) [585]
Лысенко Светлана Александровна (г Курск ) [560]
Косенко Виктория (г.Воронеж) [545]
Чернова Ольга Вячеславовна (г. Вязьма) [545]


  Обсуждения