Мужчины

Стандарты качества в психологическом консультировании и психотерапии


Прочитав множество различных интернет-статей и книг, посвящённых психологическому консультированию и психотерапии, я пришёл к выводу, что существуют весьма различные мнения на тему того, чем же различаются данные направления.

Я же в этой статье постараюсь отразить то, что, на мой взгляд, их объединяет – это стандарты качества.
Справедливости ради стоит отметить, что направлений психологического консультирования и психотерапии существует множество (более 500). Вот лишь некоторые из них:

·         Арт-терапия

·         Гештальттерапия

·         Гипноз

·         Зоотерапия

·         Игротерапия

·         Интерперсональная психотерапия

·         Кинезиология

·         Клиент-центрированная терапия

·         Когнитивная психотерапия

·         Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия

·         Метафорическая психотерапия

·         Морита-терапия

·         Мультимодальная психотерапия

·         Нарративная психотерапия

·         Недирективный (Эриксоновский) гипноз

·         Нейролингвистическое программирование (НЛП)

·         Песочная терапия

·         Позитивная психотерапия

·         Процессуально-ориентированная психотерапия

·         Психоанализ

·         Психодрама

·         Психосинтез

·         Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

·         Стресс-анализ

·         Системная семейная психотерапия

·         Сказкотерапия

·         Схемная терапия

·         Телесно-ориентированная психотерапия

·         Трансакционный анализ

·         Трансперсональная психотерапия

·         Холистическая психотерапия

·         Холодинамика

·         Экзистенциальная психотерапия

·         Эмоционально-образная терапия

И в каждом из этих направлений существуют свои стандарты (стандарты образования и консультирования), существуют свои профессиональные сообщества, ассоциации, которые задают, определяют эти стандарты. В то же время, законодательное регулирование вопросов психологического консультирования и психотерапии в отдельных странах и межгосударственных объединениях отличается. В Европе контроль качества и лицензирование в области психотерапии отданы на откуп профессиональным ассоциациям (Европейская ассоциация гештальт-терапии, Международная психоаналитическая ассоциация  и прочие).

В нашей стране базовое высшее образование психологов и психотерапевтов отличается, но дальнейший их профессиональный путь никто не регулирует.  Законодательно прописанные стандарты помощи в психологическом консультировании и психотерапии отсутствуют.
Поэтому консультант сам несёт ответственность за свой уровень подготовки, за свои знания и навыки.

И так, вернёмся к стандартам.

К какому бы направлению в психологическом консультировании или психотерапии ваш консультант (терапевт) ни относился, в большинстве своём к нему предъявляются 3 главные требования:
1. Теоретическая подготовка (знания);
2. Практическая подготовка (навыки);
3. Личная терапия;
4. Супервизия.
Теорию и навыки отдельно я здесь обсуждать не буду. У всех они различны и зависят от многих факторов. Всему этому обучаются в институтах, университетах, колледжах и на обучающих профессиональных группах и тренингах.


Про личную терапию.
Личная терапия – это собственный клиентский опыт терапевта (или консультанта).
Каждый из нас имеет какие-то личностные затруднения, проблемы (в отношениях с родственниками, друзьями, супругами, коллегами). И личная терапия консультанта позволяет ему  прочувствовать на себе, как решаются эти проблемы, как работают методики, как и когда их применять.

Про супервизию.
В буквальном смысле слова «супервизия» расшифровывается как «надзор«. Но, для супервизии скорее больше подойдёт термин наставничество. Супервизия – это взгляд более опытного коллеги (или коллег) со стороны на работу профессионала психолога/психотерапевта.
На самом деле, я считаю супервизию ключевым звеном в работе психолога-консультанта или психотерапевта.

Для чего нужна супервизия?
Сразу скажу: не бывает идеальных консультаций! В процессе консультирования любого клиента могут возникнуть затруднения, большие или маленькие, когда работа над запросом клиента становится не такой эффективной как раньше или вообще заходит в тупик.

Все эти случаи консультант (психолог или психотерапевт) может вынести на супервизию и рассказать о своём клиенте, своей работе с ним, и возникших в процессе этой работы трудностях.

Отмечу, что настоящие имена и фамилии клиентов в ходе супервизии не раскрываются, чтобы сохранить конфиденциальность, а кроме того, консультант обязан спросить разрешения клиента о том, чтобы вынести его случай на супервизию.


Так чем же супервизия может помочь? И зачем она нужна?

Супервизия ставит вопросы на трёх уровнях:
1. Клиентский: Что происходит с клиентом во время консультирования?
2. Уровень терапевта: Что происходит с терапевтом (его мыслями, чувствами и ощущениями)?
3. Динамический (собственно супервизионный): Что происходит в отношениях между клиентом и терапевтом (на что они похожи)?

Вопросы первого уровня (клиентского) позволяют лучше понять клиента: что с ним происходит и что делать дальше.

Вопросы второго уровня позволяют выявить трудности в понимании между клиентом и терапевтом, связанные с самим терапевтом. Бывает так, что терапевт не до конца проясняет, запрос клиента (Какого результата от терапии хочет клиент) и тем самым работает не с конкретной проблемой клиента, а со своим ощущением, со своим видением этой проблемы. И ведёт клиента не к результатам, которые хочет клиент, а к своему образу идеальных результатов от терапии. Бывают клиенты, которые вызывают такие сильные чувства у терапевта (злость, гнев, раздражение, или наоборот — влюблённость), что всё это сильно отвлекает от ясного видения ситуации и мешает достижению поставленных клиентом задач.

Вопросы 3-го уровня позволяют посмотреть на ситуацию в целом, оценить чувства и поведение клиента, а также терапевта.

Таким образом, супервизия позволяет понять, что же делать дальше: если затруднения возникают на первом уровне – значит, возможно, не хватает теории и навыков, и, специалисту необходимо пройти дополнительную подготовку; если затруднения возникают на 2-м уровне – значит, терапевту, хорошо бы, самому пойти на личную терапию к другому специалисту и разобраться со своими чувствами и эмоциями; если на третьем уровне – и 1-ое и 2-ое (и личную терапию пройти, и дополнительную теоретическую и практическую подготовку).

Поэтому, качество специалиста-консультанта (психолога или психотерапевта) определяется достаточностью знаний и навыков (что подтверждается соответствующими дипломами и сертификатами)  и регулярностью личной терапии и супервизии, которые позволяют специалисту вырасти как в личном, так и в профессиональном плане.


Подписка на рассылку

 933
Поделиться →

Рекомендуем хороших врачей:

Бут Александра Валерьевна
Бут Александра Валерьевна (Томск)
Врач - психиатр
Врач - психиатр-нарколог
Евсеев Степан Викторович
Евсеев Степан Викторович (Томск)
Врач - психиатр-нарколог
Врач - психотерапевт
Медицинская тематика статьи: Психиатрия и наркология