Минэкономразвития РФ проводит серию оперативных совещаний в регионах, разъясняя положения вступившего в силу с 1 июля 2021 года закона о контроле (№ 248-ФЗ), который закрепил новые подходы к осуществлению контрольной (надзорной) деятельности, основанные на системе управления рисками, профилактике нарушений, цифровизации процессов.
Так, выступая перед представителями Уральского федерального округа, глава министерства Максим РЕШЕТНИКОВ сказал (цитируем по страничке ведомства в инстаграме):
«Основные изменения закона:
Первое. Внедряется риск-ориентированный подход: если бизнес долгое время работает добросовестно, проверять его будут реже или проверок не будут вообще.
В обязательном порядке теперь в каждом виде контроля вводится категория низкого риска и все, кто в нее попадает, планово проверять не будут: низкий риск – значит, плановых проверок нет.
Второе. В основе — профилактика. Принцип «не нашёл нарушений — плохо проверил» больше не работает. Профилактика теперь становится ключевой мерой взаимодействия с бизнесом. При этом профилактика напрямую связана с системой управления рисками – чем опасней объект, тем больше профилактических мероприятий. Большинство таких мероприятий – новые. Например, открывается новый объект – пришли с профилактическим визитом, объяснили правила, чем нужно руководствоваться, такой где-то, наверное, даже образовательный момент. Отдельный акцент сделан на разъяснение бизнесу проверяемых требований.
Третье. Региональные акты, которые не соответствуют новому закону, отменят.
До конца года региональным командам нужно обсудить изменения с бизнесом и принять новые документы. По плановым проверкам, которые назначены на следующий год, срок подготовки документов — октябрь 2021 года».
Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, на днях прошло очередное выездное совещание – на этот раз в Карачаево-Черкессии.
В нем принял участие заместитель министра экономического развития Алексей ХЕРСОНЦЕВ:
«Частота проверок должна соответствовать уровню риска объекта контроля. Орган контроля должен проанализировать каждый объект контроля с точки зрения потенциальной опасности и распределить объекты контроля по категориям риска».
Для исполнения закона 248-ФЗ предусмотрены новые инструменты – набор из девяти контрольных и семи профилактических мероприятий. В настоящий момент идет переходный период, в ходе которого до 2022 года контроль, осуществляемый на региональном и муниципальном уровне, должен перейти на регулирование в соответствии с новым законодательством. В связи с этим возникает большое количество вопросов по принятию нормативных актов, а также осуществлению цифровой трансформации.
«С 1 июля функционируют сразу две большие системы: первая – Единый реестр контрольных мероприятий. Все выездные контрольные мероприятия теперь вносятся в эту систему – это позволит нам избавиться от “бумаги”. Вторая система – Единый реестр видов контроля. Минэкономразвития создало указанный реестр, в котором описывается каждый вид контроля. Это описание становится справочником для всех других систем. Внесение контрольных мероприятий в ЕРКНМ без заполнения ЕРВК будет невозможно», – сообщил Алексей Херсонцев.
По словам замминистра, переход на новую модель должен происходить не в формальной плоскости. Недостаточно просто принять новые нормативные акты. Необходимо изменить подход контролеров к осуществлению своей деятельности. Главный принцип в ходе осуществления контроля – не выявить нарушения и привлечь к ответственности, а предотвратить нарушения. «В связи с этим вводится семь профилактических мероприятий, осуществление которых должны позитивно сказаться как на снижении количества нарушений обязательных требований, так и на восприятии бизнес сообщества контролеров».
В завершении был проведен круглый стол, посвященный вопросам цифровизации контрольно-надзорной деятельности.
«В ходе реформы создается сразу несколько информационных систем, которые в совокупности позволяют делать контроль прозрачным и цифровым, позволяют дистанционно взаимодействовать с контролируемыми лицами, использовать существующие инструменты: такие, как портал госуслуг», – отметил замдиректора Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Игорь СУДЕЦ.