Председатель партии «Справедливая Россия – За правду», руководитель парламентской фракции СРЗП Сергей Миронов внёс на рассмотрение Государственной Думы законопроект, направленный на решение жилищных проблем медицинских и фармацевтических работников.
Соавтором инициативы выступила председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, депутат Госдумы от фракции СРЗП Яна Лантратова.
«Наш законопроект направлен на поддержку медицинских и фармацевтических работников. Речь идет о предоставлении врачам, медсёстрам и фармацевтам, признанным нуждающимися в жилье, права на получение жилья по договорам социального найма или из специализированного жилищного фонда», – рассказал лидер СРЗП.
Он отметил, что педагоги уже имеют эту льготу, а в медицинской среде отсутствие такой возможности создает большое напряжение. Крайне остро ситуация обстоит в учреждениях здравоохранения первичного звена, в малых городах и сельской местности.
«Люди, которые работают в сложных условиях, ежедневно борются за жизнь и здоровье своих пациентов и при этом часто вынуждены ютиться в съёмных комнатах или небольших квартирах. Нередко они живут в нечеловеческих условиях, это напрямую влияет на качество работы и в купе с низкими зарплатами приводит к острой нехватке кадров. Сегодня в России не хватает около 26 тысяч врачей, 50 тысяч среднего медперсонала, а решение проблемы при нынешнем соцобеспечении и темпах повышения зарплаты займёт десятилетия. Выход из сложившейся ситуации может быть один: нужно повышать зарплаты и обеспечивать медиков жильём», – указал Сергей Миронов.
Он также напомнил о другой инициативе партии – предложении запустить программу обеспечения медработников государственной системы здравоохранения бесплатным жильём с возможностью его приватизации через пять лет после начала работы. Схожая программа неплохо себя зарекомендовала в некоторых регионах России, и это уже привело к снижению дефицита медицинских кадров.
1 комментарий
Инициатива, несмотря на благие намерения, вызывает у меня серьёзные вопросы.
Прежде всего, стоит отметить, что в тексте документа, как и в сопроводительной информации, отсутствуют ключевые данные, необходимые для реализации этого права. Нет никакой статистики о том, сколько именно медицинских работников сегодня состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также не указано, какой объем специализированного жилищного фонда предполагается использовать для выполнения этих обязательств.
Отсутствие конкретных цифр превращает законопроект из инструмента реальной помощи в декларативный акт. Это напоминает ситуацию с так называемыми гарантированными сроками оказания медицинской помощи по программе государственных гарантий. Например, пациенту обещают консультацию узкого специалиста не позднее 10 дней с момента выявления необходимости. Однако если в районной больнице такого специалиста попросту нет — право формально закреплено, а реально недоступно.
Точно такая же проблема может возникнуть и с новым правом на жилье. Даже если тысячи медиков будут признаны нуждающимися, то без достаточного количества доступных квартир в фонде эти гарантии останутся на бумаге. Более того, даже если такие квартиры есть, неясно, кто будет их распределять, по каким критериям и как обеспечить прозрачность этой процедуры.
Еще один важный момент — региональная дифференциация. Медики в крупных городах и в удалённых населённых пунктах сталкиваются с разными проблемами в сфере жилья. В столицах, возможно, есть определённый запас социального жилья, но в маленьких посёлках и деревнях ситуация часто критическая. Как будет решаться вопрос там? Будут ли переселять медработников в райцентры? Или ожидается, что они будут ждать годы, пока очередь дойдёт до них?
Кроме того, неясно, какие механизмы контроля за исполнением положений законопроекта будут предусмотрены. Кто понесёт ответственность, если право окажется нереализованным? Будет ли введена административная или гражданская ответственность за нарушение сроков предоставления жилья, или всё снова свелось к формальному закреплению нормы?
Важно также учитывать текущую экономическую ситуацию в стране. Увеличение расходов бюджета на строительство или закупку жилья требует четкого планирования и финансирования. Без анализа бюджетных возможностей и прогнозирования дефицита жилья в разных регионах невозможно говорить о практической применимости инициативы.
В итоге, чтобы проект действительно стал шагом к улучшению условий труда и жизни медиков, его необходимо дополнить конкретными мерами: сбором и публикацией статистики, анализом объёмов доступного жилья, механизмами финансового обеспечения и чёткими сроками реализации. Пока же это скорее политический ход, чем работающее решение.
Без прозрачности и детальных расчетов любой благородный порыв остаётся лишь красивой идеей, которая в реальности может так и не воплотиться в жизнь.