Как пишет в своем паблике ВКонтакте зампред Госдумы Ирина Яровая, она настаивает на том, чтобы Минздрав России дополнил приказ о проведении телемедицинских консультаций конкретными алгоритмами взаимодействия клиник в пользу пациентов и врачей. Соответствующее обращение вице-спикер ГД направила в адрес министра здравоохранения Михаила Мурашко. Вот как она пояснила суть своего письма в ведомство:
— Постоянно работаю с обращениями граждан о проблемах с получением медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Телемедицина — это важнейший формат самой высококвалифицированной и оперативной помощи и взаимодействия между медицинскими организациями, когда требуется уточнение диагноза, лечения, направление пациента в профильное медучреждение. То есть это всегда вопрос доступности, качества, и, что особенно важно подчеркнуть, своевременности помощи пациенту и помощи врачам в больницах городов и поселков нашей страны. Особенно это важно для Дальнего Востока и Арктики.
В чем же суть проблемы: приказ Минздрава № 965н определил сроки оказания экстренной телемедицинской помощи – от 30 минут до двух часов и неотложной – от 3 до 24 часов. Но не установил алгоритм действий, если сроки не соблюдены или если центр перевёл консультацию из статуса «экстренной» в «плановую». Как и не установил сроков запроса и обратной связи плановой консультации, а также алгоритма действий, если обратной связи нет.
То есть лечащий врач и пациент остаются без консультации и понимания, что дальше. Какой должен быть дальше алгоритм действий, кто его должен реализовать, в какой срок и с какой ответственностью. На практике, столкнувшись с такой ситуацией, лечащий врач сообщает, что ничего поделать не может, и поиск помощи становится проблемой только пациента.
Постоянно помогая гражданам в ручном режиме, убеждена, что должна работать четкая и безусловная система, однозначное понимание и гарантия, когда консультация состоится, кем будет осуществляться контроль, и какая будет гарантия соблюдения установленных сроков.
С 2021 года неоднократно поднимала данный вопрос в рамках Совета законодателей и межведомственных совещаний с участием всех регионов и руководства Минздрава. Однако до настоящего времени на уровне подзаконных актов и методических указаний Минздрава России не сформированы надлежащие алгоритмы.
Каждый случай затягивания сроков рассмотрения заявок на проведение ТМК, по сути, влияет на доступность и качество медицинской помощи, не обеспечивает своевременное решение вопросов о транспортировке и госпитализации в медицинский центр, а значит, может являться и жизнеугрожающим фактором.
Регламент оказания телемедицинской помощи должен, безусловно, гарантировать действия в интересах пациента и быть практической помощью врачу. Дефицит кадров, отсутствие профильных специалистов, сложные случаи диагностики — это факторы, которые должны не игнорироваться, а учитываться Минздравом.
Данная проблема крайне актуальна для Дальнего Востока и Арктики, что требует особого внимания со стороны Минздрава. Поэтому мною направлено обращение в адрес министра с настоятельной просьбой в максимально короткий срок обеспечить дополнение Приказа № 965н и разработать для регионов конкретное руководство с четкими алгоритмами взаимодействия медицинских организаций.