Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Журнал о вашем здоровье

Память как у улитки: как (не) подготовиться к экзамену за одну ночь

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Опыт показывает, что желание готовиться к экзаменам в лучшем случае приходит за день до страшной даты, поэтому студенты часто становятся суеверными: спят с учебником под подушкой, просят в окно о халяве и искренне верят, что прочитанная ночью информация обязательно вспомнится. В этой статье мы попробуем разобраться, как, используя знания о биохимии памяти, без труда построить собственные чертоги разума и блеснуть эрудицией перед преподавателем. 

Перед тем как пытаться понять, как память работает, было бы неплохо разобраться, где она находится и чем представлена. Биохимические исследования памяти были начаты еще в XIX веке, но это было бы невозможны без развития идей о работе высшей нервной деятельности.  И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) впервые определил рефлекторный характер деятельности высших отделов мозга, что в дальнейшем получило экспериментальное подтверждение в трудах И. П. Павлова. Так был разработан метод оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов, с помощью которого было доказано, что высшая нервная деятельность является рефлекторной. Мы определяем память как запасание информации и ее последующую реализацию, что не так далеко уходит от понятия рефлекса, именно поэтому метод исследования Павлова стал настоящим прорывом в области. 

Живой организм – это сложная, но слаженно работающая система, представленная различными химическими веществами. Для нас понятие «информация» обычно носит абстрактный характер, но на языке организма оно приобретает достаточно материальную форму: клетки «общаются» друг с другом посредством особых молекул, а вся информация о генетическом коде представлена в виде молекулы ДНК. Неужели и у памяти есть свой материальный носитель?

Некоторые ученые XX века действительно так думали. Долгое время был очень популярен поиск молекул памяти. Так, например, американский физиолог Д. Унгар в 1970-ых годах выдвинул теорию о хранении воспоминаний в виде конкретных белков и пептидов. В качестве доказательства ученый проводил эксперименты с крысами. Результатом одного из таких экспериментов стало выделение пептида – скотофобина, который получил своё название такое из-за того, что был выделен из мозга крыс с выработанной боязнью темноты. Впоследствии выяснилось, что этот пептид слишком похож по структуре на гормон гипофиза АКТГ и не является носителем памяти, а, скорее, ее продуктом.

Современные нейрофизиологи полагают, что информация хранится в своем конкретном участке нейронной цепи в виде циркулирующих электрических импульсов.  Мы можем представить наш мозг как картотеку со смежными тропинками, ведущими к каждому ящику. Даже если с одной из дорожек что-то случится, у мозга всегда есть объездные пути, ведь, если бы их не было, мы бы давно разучились писать или читать от более резкого торможения автомобиля. При этом будет не совсем верным считать, что память сосредоточена в каких-то конкретных областях. Как было бы удобно открыть атлас анатомии головного мозга и найти раскрашенный участок, отвечающий за память! Но все гораздо сложнее. 

Информация буквально раскидана по объему нервной ткани и даже может «путешествовать» по нему, но некоторые регионы головного мозга непосредственно участвуют в процессах формирования различных видов памяти: неосознанные двигательные воспоминания опираются на мозжечок и базальные ганглии, большинство явных, эмоционально окрашенных воспоминаний обрабатываются с участием гиппокампа, коры полушарий и миндалины, а кратковременная память во многом зависит от работы префронтальной коры. 

На вкус и цвет память разная 

До того, как память сформируется, информация должна каким-то образом проникнуть и зафиксироваться в мозге. Этот процесс называется научением и представлен двумя видами: неассоциативным и ассоциативным. 

Неассоциативное научение эволюционно возникло раньше и не предполагает связи с другими стимулами. Для понимания механизмов памяти остановимся таких видах как суммация, привыкание и долговременная потенциация.

Первым изученным видом обучения оказалась суммация. Ее примером в реальной жизни может стать звук капающей из крана воды или тиканье часов. Скажем, вы сидите дома и смотрите телевизор, как вдруг неожиданно отчетливо слышите, как падает капля воды. Давайте рассмотрим, что происходит в этот момент с нейронами, а поможет нам не мышка и даже не собака, а морская улитка Aplysia.

Моллюск оказался очень удобным модельным объектом для исследования: его нервная система представлена 9 нервными узлами, содержащими всего лишь 20 000 нейронов, некоторые из которых достаточно крупные и видны невооруженным взглядом. Все эти особенности помогли американскому ученому Эрику Канделу провести эксперименты по изучению механизмов памяти и получить в 2000 году нобелевскую премию по физиологии.

Улитка имеет пассивно-оборонительный рефлекс: на прикосновение к телу она втягивает жабры в раковину. Если ее сильно ткнуть, что будет считаться сильным стимулом, улитка тут же реализует свой рефлекс. Но Кандел нашел метод аккуратного давления на моллюска – им оказалась коктейльная трубочка, через которую поступала струя воды. Если воздействовать слабым стимулом, улитка не прячет жабры, но если повторять это действие с такой же величиной стимула, в конечном итоге рефлекс реализуется. Как же так вышло? Чтобы разобраться придется обратиться к нейронным связям – синапсам.

Синапс – это своеобразная форма общения между клетками, где слова – это различные молекулы-нейромедиаторы, а уши – рецепторы к ним. Именно здесь происходит передача нервного импульса. Если что-то помешает этому процессу или затормозит его, сигнал останется незамеченным в головном мозге. При этом все процессы передачи строго контролируются: ничего хорошего от постоянного нервного возбуждения мы не получим. Нейромедиаторы находятся в нейроне в специальных пузырьках, и, чтобы их извлечь, нужны ионы кальция. 

Если импульс достаточно сильный, в нейрон поступают ионы кальция, что приводит к выделению медиатора. Далее медиатор соединяется с соответствующими рецепторами на другом нейроне и тем самым передает импульс, а ненужный кальций выкачивается из клетки. Если перевести на пример улитки, то передача импульса соседнему нейрону будет проявляться в виде втягивании жабр. Разберем другую ситуацию: мы очень легонько касаемся улитки, в это время кальций поступает в нейрон, но уже не в таком количестве, как при сильном стимуле. Выделяется незначительное количество медиатора и… Ничего не происходит. Молекулы, конечно, свяжутся со своими рецепторами, но их слишком мало, чтобы нервная система воспринимала их всерьез. А что если мы будем постоянно тихонько трогать улитку с постоянной периодичностью? Все то же самое: немного кальция поступает в нейрон, немного медиаторов выделяется, но тут опять поступает слабый стимул. Опять надо закачивать кальций, когда предыдущий не вышел, снова выбрасываются медиаторы. Если и дальше так продолжать, в итоге суммарная концентрация медиатора будет достаточной, чтобы реализовать передачу импульса, и улитка спрячет жабры.

Как оказалось, в механизмах суммации мы недалеко ушли от нашего беспозвоночного друга. Показательный пример привел профессор биофака МГУ Вячеслав Дубынин в видеоролике «Мозговые центры обучения и памяти» для проекта ПостНаука. Скажем, вам сообщили номер аудитории, в которой будет занятие, и вы про себя проговариваете: «Триста пятьдесят восемь, триста пятьдесят восемь». Тут вы встречаете кого-то знакомого по дороге, останавливаетесь с ним поболтать буквально на пару минут и обращаетесь к мозгу: «Мозг, а в какую аудиторию нам нужно?» – «А я не помню». Пока вы проговаривали про себя номер, вы подавали слабый стимул на свой синапс и таким образом сохраняли информацию. Как только вы отвлеклись, весь запасенный кальций вышел и системе придется загружать информацию заново. Поэтому лучше не надеяться на свою кратковременную память, а записывать такую информацию на листочек или в заметки телефона. 

Вторым видом неассоциативного научения является привыкание. Оно подразумевает ослабление или отсутствие реакции при многократном воздействии раздражителя средней силы. Давайте вспомним вашу первую ночь на новом месте: вы слышите, как поднимается лифт в подъезде, как ходят соседи, а любой непонятный шорох в области кухни заставляет вас подскочить с кровати и все проверить. Но со временем вы привыкаете к этому шуму и не замечаете его. Подъезд не перестал быть людным местом, а соседи не стали более тихими и доброжелательными к вашему сну, просто ваши синапсы адаптировались к ним. Мозг устал каждый раз реагировать на все эти раздражители и больше не воспринимает их как угрозу: снизилось количество рецепторов и появилась веточка тормозного контроля над синапсом, отвечающим за тревожное прислушивание. Но это не значит, что при более сильном стимуле (например, звук дрели в воскресенье) мозг не обратит на это внимание. Мозг все слышит, даже если вы этого не осознаете. 

Следующий механизм, который находится где-то между кратковременной и долговременной памятью, – долговременная потенциация. Он позволяет сохранять память на несколько часов, но только в дневное время. 

И снова нам придется обратиться к синапсу, но уже немного отличающемуся от предыдущего. Здесь основную роль играют особые NMDA-рецепторы к глутаминовой кислоте. Глутамат – это главный возбуждающий медиатор головного мозга (именно поэтому продукты, содержащие глутамат натрия, вызывают в нас восторг и желание съесть немного больше). Нервной системе опасно находиться в постоянном возбуждении, поэтому обычно NMDA-рецепторы прикрыты магниевой пробкой. Это своеобразный предохранитель, который фильтрует действительно значимые для мозга сигналы и не очень. В основном эти рецепторы расположены в гиппокампе, который участвует в формировании эмоций, поэтому и информация, способная вызвать реакцию в этих синапсах часто имеет эмоциональную окраску. 

Итак, вы решили весь день провести за просмотром любимого сериала. Кора больших полушарий собирает сенсорную информацию с органов чувств и передает эти стимулы на гиппокамп. «Это же любимый сериал, в котором всего лишь 50 героев с разными именами, конечно, это нужно запомнить», – думает гиппокамп. Такой сильный стимул приводит к открытию магниевых пробок, выделению глутамата и его связи с рецепторами. Емкость этого вида памяти недостаточно велика, но ее хватит, чтобы в течение дня рассказывать всем своим друзьям о каждом важном повороте в сюжете. 

Но почему же в 12 часов карета превращается в тыкву и воспоминания забываются? Или не забываются? Давайте разбираться. После стимула NMDA-рецепторы остаются открытыми еще в течение нескольких часов, затем они снова закрываются магниевой пробкой. Чаще всего это происходит во сне, ведь нервной системе нужно время, чтобы восстановится после волнующих событий. Гиппокамп очищается от накопившихся за день воспоминаний, при этом часть информации стирается, а какая-то кажется очень важной и перезаписывается в систему долговременной памяти. Именно поэтому перед экзаменом очень важно выспаться, чтобы вся важная информация обработалась и перешла в долговременную. 

Спортзал для мозга

Все это время мы говорили исключительно о химических изменениях в нервной ткани. Внутренняя среда организма стремится к постоянству, поэтому все выделившиеся молекулы обычно или закачиваются обратно, или разрушаются и собираются заново. Как же в этой постоянно обновляющейся системе мы не забыли свое имя?

Исследования показывают, что процесс обучения вносит структурные изменения в синапсы. Грубо говоря, мозг можно накачать точно также, как и мышцы в спортзале. Самым известным примером достаточно выраженных и крупных изменений является исследование лицензированных лондонских водителей ирландским профессором когнитивной нейронауки Элеонор Магуайр. Дело в том, что водителем узнаваемого черного кэба стать не так просто, как таксистом в Uber. Для получения лицензии вам придется сдать экзамен на знание города, во время которого запрещено пользоваться навигатором, то есть вы должны помнить более 25 тысяч улиц и уметь построить маршрут. МРТ головного мозга показало, что у лицензированных водителей плотность серого вещества в заднем гиппокампе увеличена на треть по сравнению с контрольной группой. И именно наращивание нейронных связей является основой формирования долговременной памяти. 

Конечно же эти процессы происходят не за одну ночь и даже не за две. Переход кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией, для развития которой требуется хотя бы 5-10 минут, а для более прочного закрепления – час и более. Вот здесь мы уже можем непосредственно коснуться практических советов для повышения эффективности запоминания. Физиологические исследования показывают, что неоднократное повторение в уме одной и той же информации ускоряет переход кратковременной памяти в долговременную, как бы банально это ни звучало. Но почему тогда у героя из примера с номером аудитории не получилось запомнить число, хотя он его постоянно проговаривал? Во-первых, потому что консолидация героя была прервана неожиданным знакомым и медиаторы не успели накопиться в достаточном количестве. И во-вторых, герой пытался запомнить «сухие» цифры без формирования ассоциаций, а, как мы уже заметили, варианты неассоциативного научения в основном отвечают за формирование кратковременной памяти. 

Во время консолидации новая информация систематизируется, именно поэтому для эффективного запоминания важно помогать мозгу встроить материал в общую картину нейронной сети. Информация не накапливается беспорядочно, а сохраняется в прямой связи с другой информацией того же типа. Очень красочно и мило этот процесс иллюстрирует российская научная журналистка Ася Казанцева в своей книге «Мозг материален». В своих примерах она очень часто обращаться к влюбленностям, потому что они интуитивно понятны каждому. Вас никогда не посещала мысль, почему мы особенно хорошо запоминаем мельчайшие подробности событий, сопровождаемых сильными эмоциональными переживаниями? Например, вы сидите в кафе с особенным человеком, который вам очень сильно нравится. И в это время играет какая-нибудь песня, которая буквально застревает в вашей голове и начинает ассоциироваться с сердечным другом. Дело в том, что у влюбленного человека за время всех ночных размышлений об объекте воздыхания сложилась устойчивая и активная нейронная сеть, которая легко может обнаружить активацию нейронов песенки и физически закрепить связь с ними. Именно поэтому прослушивание старых плейлистов иногда может вызвать у меня неожиданную ассоциацию с прошлыми отношениями и потребностью срочно переключить песню. 

 

Снова мы возвращаемся к мысли о несостоятельности неассоциативного научения при подготовке к экзамену. Конечно, пустая зубрежка может стать достаточно рабочим вариантом, если посвящать ей все свое свободное и несвободное время и начать подготовку месяца за два. Но мы же здесь для поиска эволюционно новых и ленивых решений, коим является ассоциативное научение.

Ассоциативное научение подразумевает создание связи (ассоциации) между двумя стимулами. Классическим примером является образование условного рефлекса, например, у собак из эксперимента Павлова. На нейроне одновременно сходится информация об исходно незначимом стимуле (загорание лампочки) и сигналы положительного подкрепления из гиппокамп (вкусный корм), что запускает развитие рефлекса – выделение слюны. В результате формируется связь между двумя сигналами и у собаки активируется слюноотделение уже при включении лампочки. 

Воздействие двух сигналов, да еще и с периодическим повторением запускает перестройку в структуре синапса. Нервная система начинает думать, что эти сигналы очень важны, поэтому запускаются механизмы, повышающие чувствительность к этим воздействиям. Активация рецепторов на принимающем нейроне приводит к активации целого каскада реакций в клетке, один из которых запускает процессы считывания информации о структуре белковых рецепторов, их синтеза и дальнейшего встраивания в мембрану. 

И снова в формировании долговременной памяти нам помогает гиппокамп. Он является очень важным звеном системы вознаграждения и наказания и, честно говоря, думает достаточно примитивно. Современный человек стремительно развивает свое понимание о мире и подстраивает окружающую среду под себя, но, к сожалению, наш гиппокамп по уровню развития все еще во многом похож на гиппокамп крокодила или черепашки. Как ребенок он радуется вкусной еде и просмотру незамысловатых сериальчиков и втихаря редактирует наши воспоминания, чтобы они не казались особо травмирующими и болезненными. Но у человека все-таки есть область, которая поспевает за ним в развитии и может контролировать инфантильный гиппокамп – новая кора. Она отвечает за все то, что делает нас человеком – память, мышление и речь. С ее помощью мы можем воспользоваться нашими слабостями в обучении и использовать их для реализации великих целей, запланированных корой. 

Как помнить все и ничего не забывать

Наконец-то мы подошли к краеугольному вопросу статьи и читатель без биологического образования, проделав титаническую работу по прочтению теоретической части, выдохнул с облегчением. Весь секрет эффективного запоминания состоит в том… что нужно формировать ассоциации! Строго говоря, это все, что нам нужно знать и статью можно было бы закрыть, если бы это было так просто. 

С одной стороны, наш мозг очень ленив и без постоянной стимуляции (будь то удовольствие от чтения интересующей темы, желание продемонстрировать себя в лучшем свете или угрозы отчисления) не особо будет стремиться наращивать новые связи. С другой, даже при условии безграничной мотивации емкость нашего мозга очень ограничена и просто физически не может переводить всю кратковременную память в долговременную. Кроме того, существуют и вынужденные механизмы забывания информации, чтобы на ее месте могла записаться новая.

Первое, с чего нужно начать свою подготовку к обработке огромного количества материала – это мотивация. Цель запомнить появляется гораздо раньше, чем возможность запомнить, и во многом заметно облегчает жизнь. Конечно, гиппокамп будет всеми силами сопротивляться, поэтому лучшим выходом станет позитивное подкрепление поступающей информации. Если в вашей голове возникает желание назвать себя безвольным животным, то вы просто не смогли договориться с гиппокампом. Очень важно стимулировать свою систему вознаграждения: «Вот сейчас мы честно выучим эти вопросы, а потом в награду съедим нашу любимую шоколадку за то, какие мы молодцы». Подготовка итак очень стрессовое занятие, поэтому к своему мозгу следует относиться бережно и не сформировать нейронную связь «учеба = мучение». 

Следующим важным звеном в формировании мотивации является образ мышления. Конечно, в режиме сессии очень хорошо работает мысль, что все мучения закончатся конкретного числа и можно будет отдохнуть. Но вскоре начнется новый семестр, который тоже нужно пережить и желательно с минимальными волевыми усилиями. Помимо задабривания гиппокампа есть очень много способов его обмануть и попытаться найти мотивацию в удовольствии от процесса учебы. Начать можно с малого: купить красивую тетрадку, пользоваться текстовыделителями и аккуратно вести конспекты, выделить удобное рабочее место, в которое захочется возвращаться. Или вы можете задаться целью удивить преподавателя, а в процессе подготовки окажется, что тема вам очень интересна и без преподавателя. Главное начать, а аппетит уже придет во время еды.

С мотивацией разобрались, теперь следует обсудить, как же бороться с процессом забывания информации. Несколько приемов мы уже обсуждали, например, повторение и использование нескольких стимулов. Опираться на повторение, как мы поняли, недостаточно эффективно, поэтому человечество стало изобретать мнемотехники – это специальные методы запоминания информации, которые в своей основе сводятся к созданию тех самых ассоциаций, о которых мы говорили выше.

Основное правило всех мнемотехник состоит в том, что образы для формирования нейронных связей должны быть максимально яркими. Для этого недостаточно повторения, здесь нужно сочетание нескольких стимулов, например, слуховых при произношении информации вслух, зрительных при просмотре красочных схем и картинок и даже двигательных при письме. 

Самыми легкими являются методы составления историй и стихов. Если вам нужно запомнить последовательность слов, можно придумать и обязательно визуализировать в своем воображении историю или фразу, их объединяющую. Чаще всего приходится запоминать термины, не имеющие ничего общего с реальностью, здесь на помощь приходит сочинение стихов. Наверняка даже незнакомые с медициной читатели хоть раз слышали про какую-то щуку, которая съела какой-то ацетат. Это первая строчка очень популярного среди студентов, изучающих биохимию, стихотворения для запоминания цикла Кребса. Более близкий обычному читателю пример – вариации стишка для запоминания формул: «Знает каждый пионер: длинна окружности – два пи эр!». 

Еще одним полезным способом шифрования информации является составление акронимов. Они могут быть представлены словом, в каждую букву которого зашифрован нужный термин, аббревиатурой или фразой (каждый сейчас про себя вспомнил «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»).

Метод созвучия помогает создавать ассоциации из ранее незнакомых слов. Особенно часто этот метод употребляется при изучении иностранных слов. Очень важно подключать воображение и строить пусть даже абсурдные, но яркие ассоциации, логика которых будет понятна только вам. 

Метод Цицерона заключается в создании в воображении помещения с различными образами (те самые чертоги разума, или дворец памяти, или метод римской комнаты). Для начала можно представить свою квартиру, выделите для себя несколько предметов мебели и мысленно прикрепите к ним термин, который нужно запомнить. Двигаться следует по часовой стрелке, нанизывая информацию на образы. Таким способом можно посвящать каждому экзаменационному билету конкретную комнату, оказавшись в которой вы легко сможете вспомнить основную логику.

Для развития фотографической памяти используется метод Айвазовского. В течение нескольких минут нужно хорошенько рассмотреть объект, который нужно запомнить. Затем закройте глаза и попытайтесь максимально точно воспроизвести образ, описать его словами, задавая самому себе уточняющие вопросы. 

Наверняка каждый читатель в той или иной степени пользовался этими мнемоническими приемами, хоть и неосознанно. Теперь у вас есть все теоретические знания и практические советы, как раскачать свою память до уровня водителей кэбов и никогда не забывать, как зовут преподавателя на экзамене.

 

Список литературы

  1. Как меняется память современного человека: сайт. URL: https://postnauka.ru/video/69509 (дата обращения: 7.01.2023). – Текст: электронный.
  2. Краткая история забвения: сайт. URL: https://postnauka.ru/longreads/156549 (дата обращения: 7.01.2023). – Текст: электронный.
  3. Мозговые центры обучения и памяти: URL: https://postnauka.ru/video/75095 (дата обращения: 7.01.2023). – Текст: электронный.
  4. Основы нейробиологии : учебник для вузов / М. А. Каменская, А. А. Каменский. – М. : Дрофа, 2014. – 365, [3] с.
  5. Нейрохимия: Основы и принципы: Пер. с англ. – М.: Мир, 1990. – 384 с.
  6. (За)помнить всё: как развивать память: сайт. URL: https://l-a-b-a.com/blog/1745-za-pomnit-vse-kak-razvivat-pamyat#:~:text=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE,%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B5%D0%B5. (дата обращения: 7.01.2023). – Текст: электронный.
  7. Физиология человека: В 3-х томах. Т. 1. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. – 323 с.
  8. Мозг материален. О пользе томографа, транскраниального стимулятора и клеток улитки для понимания человеческого поведения / Ася Казанцева. – Москва : Издательство АСТ : CORPUS, 2021. – 368 с.
  9. Курилка Гутенберга (2021) Стань учёным! | Обучение и память: как это работает? – Ася Казанцева // YouTube. 11 марта https://youtu.be/ei7N5nZtr8A (дата обращения: 7.01.2023).
  10. Медицинская физиология по Гайтону и Холлу / Дж.Э. Холл / Пер. с англ.; Под ред. В. И. Кобрина, М.М. Галагудзы, А.Е. Умрюхина. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Логосфера, 2018. – 1328 с.
  11. Maguire EA, Gadian DG, Johnsrude IS, Good CD, Ashburner J, Frackowiak RS, Frith CD. Navigation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers. Proc Natl Acad Sci U S A. 2000 Apr 11;97(8):4398-403. doi: 10.1073/pnas.070039597. PMID: 10716738; PMCID: PMC18253.

Особая благодарность автору иллюстраций – Бигим Курбановой.

Регион: Виргиния
Город:

Специалисты готовы помочь (9):

Караваева Марина Олеговна
Караваева Марина Олеговна (Томск)
Мальнева Людмила Дмитриевна
Мальнева Людмила Дмитриевна (Томск)
Мачулянский Владимир Павлович
Мачулянский Владимир Павлович (Томск)
Нечаева Светлана Александровна
Нечаева Светлана Александровна (Геленджик)
Осипчук Оксана Анатольевна
Осипчук Оксана Анатольевна (Томск)
Старостин Сергей Станиславович
Старостин Сергей Станиславович (Новосибирск)
Хертек Алдынай Кан-Ооловна
Хертек Алдынай Кан-Ооловна (Кызыл)
Врач-невролог
Ховалыг Айсу Александровна
Ховалыг Айсу Александровна (Кызыл)
Врач-невролог

Так и не записались к врачу?

ПЕРЕХОДИТЕ В УДОБНЫЙ СЕРВИС ЗАЯВОК ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

Здесь отобраны лучшие клиники и врачи РФ
Закажите медицинские услуги в Вашем регионе сейчас!

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

2 комментария

наталья
наталья 26.02.2023 - 19:14

Браво ! Отлично поработали . Только ” глутАмат” всегда через А . Если вы просто копируете картинку , а не рисуете сами – исправляйте неточности!!!

Ответить
Ольга
Ольга 27.02.2023 - 03:57

Очень интересный подход. Спасибо за информацию

Ответить

Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ