Вообще любая тема о том, как правильно коммуницировать с пациентом вне стен медицинской организации начинается с того, что критично важно соблюдать:
♦Врачебную тайну.
♦Правила сбора и обработки персональных данных.
♦Требования к защите информации.
Если у юриста спросить, как в полном соблюдении всех вышеперечисленных аспектов общаться с пациентом удаленно, то самый правильный ответ будет… НИКАК.
Всегда есть риск утечки информации: позвонил не тому, телефон в доступе у другого лица, электронная почта не относится к защищённым каналам связи.
Но давайте опустимся, так сказать, на грешную землю.
Пациенту удобно общаться с нами в личном кабинете приложения, мессенджере, по телефону, получать результаты анализов по электронной почте, потому что мы живем на сверхскоростях, и ради такой банальщины лишний раз ехать в клинику смысла нет.
Да и врачу часто удобно: проконтролировать состояние пациента можно, с ➡ корректировать что-то – это лучше, чем кричать «СОС» и срочно требовать визита на прием.
Что же делать для максимальной юрбезопасности?
✓ Посылать письма по электронной почте с результатами лабораторной диагностики только по письменному заявлению пациента с его личной подписью (можно брать отдельный документ, можно предусмотреть строчку в договоре).
✓ Не давать информацию по телефону (тут вы просто не сможете верно идентифицировать пациента). Впрочем, банки уже давно перешагнули такой барьер, введя кодовые слова для идентификации. Можно еще по паспортным данным погонять.
Один раз была у нотариуса, который спрашивал у человека цвет его глаз (и вот тут я поняла, что не пройду идентификацию… какие они у меня там…)
✓ Самое безопасное – личный кабинет в приложении вашей клиники.
С полной информбезопасностью данных и возможностью идентификации пациента (отпечаток пальца, госуслуги или пароль – последнее чуть хуже).
✓ Переписка в мессенджерах до сих пор вызывает острые юридические споры. И да, большинство клиник переписываются. И им за это ничего не было. Лично мне, к примеру, как пациенту, такое общение тоже максимально удобно.
НО: установить личность пациента тут сложно. И если помните даже дело такое было, когда свекровь узнала о том, что невестка записана на аборт из сообщения на ВатсАп, пришедшего на телефон невестки.
По мессенджерам еще аспект: а где расположены сервера? А не получается ли так, что мы передаем персональные данные и храним их в объектах иностранной инфраструктуры.
За это, кстати, нашим КРФоАП предусмотрен не слабый штраф до 6млн. рублей (см. п. 8 ст. 13.11 КРФоАП), а при повторном все 18 млн.
Впрочем, пока таких дел по медицине после переписок, слава богу нет. Никому не рассказывайте, если что…
✓ В общении с пациентом вне клиники есть еще один аспект: а по каким номерам телефона он должен осуществляться. Зачастую врачи дают свой личный номер. И в итоге им звонят днем, ночью, в праздники… по пустякам.
А для каких-то клиник это вообще риск потери клиентов, который уйдут за врачом в случае его увольнения.
На мой взгляд, идеальный вариант тут – связь только через корпоративный номер: через администратора с возможностью соединить с врачом или осуществив дополнительный набор номера телефона доктора.
Ирина КЛОПОВА, медицинский адвокат, президент Ассоциации юристов медицинских клиник, Москва — специально для MATERLIFE