Мария Владимировна с отличием окончила Сибирский государственный медицинский университет (Томск) по специальности «Лечебное дело» в 2012 году. Начала свой карьерный путь на кафедре эндокринологии и диабетологии, где обучалась в ординатуре, рассказали в пресс-службе СибГМУ.
Затем в течение нескольких лет проходила обучение по следующим специальностям: детская эндокринология, ультразвуковая диагностика, диетология, трихология, превентивная медицина, профилактика и семейная медицина. Параллельно работала в практическом здравоохранении. Вернувшись в стены университета, на кафедре педиатрии с курсом эндокринологии прошла путь от ассистента до профессора.
Сейчас Мария Владимировна является профессором кафедры факультетской терапии с курсом клинической фармакологии, а также кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии. Помимо этого преподает для студентов билингвальной формы обучения.
В рамках развития научно-исследовательской политики возглавляет интегрированную программу ординатура-аспирантура. Также является членом Совета молодых ученых Томской области.
Кроме того, Мария Владимировна ведет активную просветительскую деятельность, работая в центре общественного здоровья и медицинской профилактики. Все это время ведет клиническую практику.
За время трудовой деятельности профессор поучаствовала в 14 научных проектах, из них 4 — в качестве руководителя. Мария Владимировна является автором и соавтором более 150 публикаций, а также имеет 9 патентов и 5 грантов. За последние три года участвовала в 70 научных конференциях, из них 45 — выступление с докладом, а также прошла 7 стажировок. В настоящее время под руководством Марии Владимировны готовятся 3 кандидатские диссертации.
Почему Вы выбрали науку?
Это важно для моей личности — своеобразная потребность. Я начала заниматься наукой еще будучи студенткой и так началось увлекательное путешествие в мир нового. Я всегда говорила – «да», включалась в любой проект, даже если это было не в рамках моих компетенций. Это привело к углубленному погружению, что стало точкой старта к профессиональному росту.
Под руководством профессоров СибГМУ Юлии Геннадьевны Самойловой и Натальи Григорьевны Жуковой я приступила к исследованию когнитивных нарушений при сахарном диабете. Параллельно я всегда занималась клинической практикой и инструменты, которые я использую в науке, пригодились мне для работы врачом. Мне кажется, я смогла стать пациент-ориентированным специалистом.
Современный врач должен опираться на научные знания — все навыки, полученные в научно-исследовательской деятельности, здорово помогают в работе. Это очень хорошо отражено в миссии нашего университета: «Каждый день на основе интеграции образования, науки и клинической практики меняем отношение людей к своему здоровью»
Несмотря на то, что жизнь меня уводила из стен университета, я всегда сюда возвращалась, потому что атмосфера в alma mater предрасполагает к научно-исследовательской работе и дает возможности реализации. А теперь я сама стала наставником для обучающихся, что само по себе стало мотивацией к дальнейшему погружению в науку.
Расскажите о своих научных интересах. Над чем работаете?
В настоящее время, будучи экспертом научно-образовательной лаборатории «Превентивное программирование здоровья», мои интересы связаны с профилактикой хронических неинфекционных заболеваний и изучением паттернов формирования ожирения и его осложнений с помощью современных методов.
Также я занимаюсь разработкой индивидуального трека наблюдения для пациента с учетом метаболомных параметров, диагностики и реабилитации саркопении и исследованием когнитивных нарушений при эндокринных патологиях. Это направление не всегда про болезнь, а больше про то, как сохранить здоровье и не допустить формирование этих патологий.
Что больше всего привлекает в научной деятельности?
Все, начиная от идеи проекта и до написания гранта, проведения всех этапов исследования и, конечно, их представления.
Какие проекты или исследования с Вашим участием особенно заинтересовали и почему?
Я не могу выделить что-то одно: если я в проекте, то он мне нравится, и я полностью в нем.
Расскажите о достижениях в науке
Это непростой вопрос, так как достижения относительны. У меня, например, нет нобелевской премии. Но, по моему мнению, каждый выполненный проект уже небольшое, но достижение. Я была счастлива, когда защитила докторскую диссертацию.
Мне приятно, что меня приглашают рецензировать публикации, а также то, что меня включают в качестве члена в профессиональные и научные сообщества. Есть ряд наград и грамот, а это значит мои достижения признают.
Какие факторы способствуют успеху молодых ученых в области медицины и науки?
Успех не всегда приравнивается к защищенной диссертации или высокой оплате труда, ведь быть успешным для каждого значит разное. Но я считаю, что первое, что важно это бэкграунд – то есть базовое образование, постоянное обучение. Важно следить за трендами и быть в потоке.
Также известно, что «один в поле не воин» — здорово, когда вы работаете в команде единомышленников. И, мне кажется, фраза «вижу цель и иду сквозь препятствия» с оговоркой «при этом не наношу вред себе или кому-либо» — это залог успеха.
Какие советы хотели дать молодым специалистам, стремящимся преуспеть в научной области?
Выходить из зоны комфорта, быть позитивными и гибкими, верить в невозможное, стать экспертом в своей области, уметь построить научную коммуникацию, строго соблюдать правила научной этики, никогда не останавливаться в улучшении своих когнитивных навыков, найти наставника и команду, изучать иностранные языки.
Чем увлекаетесь, занимаетесь в свободное время?
Мне нравится читать книги. Я регулярно хожу на тренировки и всегда делаю зарядку. Еще посещаю занятия изобразительным искусством.
Конечно, люблю проводить время с семьей, посвящаю время детям и их интересам. Я люблю новые места и путешествия, выставки и театр. В этом году хочу возобновить занятия балетом и сквош.