На заседании итоговой коллегии Министерства здравоохранения Пермского края с докладом выступила председатель Общественного совета при Минздраве Ольга Черанева. Она рассказала о результатах опроса жителей Пермского края по профилю «сердечно-сосудистые заболевания» (ССЗ), который совет провел в марте-апреле этого года.
Как отметила Ольга Черанева, в 2020 году вследствие пандемии была временно приостановлена плановая помощь пациентам, страдающим различными хроническим заболеваниями, в том числе сердечно-сосудистыми (ССЗ). В то же время экстренная медпомощь оказывалась своевременно и в полном объеме как на этапе скорой помощи, так и в стационарах. Рост числа заболевших ССЗ в прошлом году был связан не только с перерывом в оказании плановой помощи, но и с поздним обращением больных за экстренной медпомощью из-за боязни заразиться ковидом.
Для опроса была составлена анкета на основе обращений пациентов в адрес Общественного совета при краевом минздраве. Анкета была размещена на Гугл-диске, ссылку распространяли через соцсети, общественные советы при лечебных учреждениях, организации по защите прав пациентов.
Ключевыми вопросами были: исчерпан ли потенциал плановой медицинской помощи и диспансеризации? Какие нюансы, с точки зрения самих пациентов, необходимо учесть при возобновлении плановой медицинской помощи и диспансеризации?
Анкеты заполнили 406 жителей Перми и края, живущие с диагнозами: перенесенный инфаркт, инсульт, атеросклероз, операции на сердце и т.д. Из них 40% – люди трудоспособного возраста, 56,7% женщин, 44,3% мужчин, четверть опрошенных имеют инвалидность.
Респондентов спрашивали, как было установлено заболевание. 57% пациентов обратились за помощью к терапевту с жалобами сами, каждый пятый вызвал скорую помощь на сердечный/сосудистый приступ. Кому-то диагноз поставили «случайно», при обращении за медпомощью по другому поводу, другим – на диспансеризации, профосмотре на предприятии, при посещении кабинета раннего выявления заболеваний.
Только треть считают, что стоят на диспансерном учете. Плановое посещение врача и обследование по приглашению из поликлиники проходят 12% опрошенных, еще треть регулярно посещают терапевта 1-2 раза в год, а 60% ждут, когда появятся жалобы.
В то же время 66,5% опрошенных знают, куда обращаться при возникновении ситуаций, связанных с получением медпомощи. Опыт получения телемедицинских консультаций отметили более четверти пациентов, остальные о такой возможности не слышали.
Льготное лекарственное обеспечение есть у 72,7% опрошенных, но лекарственные препараты на длительный срок (3 месяца) выдают только 46% респондентов. Трудности с выпиской рецепта и получением лекарств в связи с проживанием на селе отметили 41,5%. Опыт оформления электронного рецепта отметили и позитивно оценили 6,7%. 79,3% о такой услуге не знают.
93,1% отметили, что врач отвечает на заданные вопросы во время приема, в основном – по поводу режима приема лекарств, более четверти врачей обосновывали свои назначения. Только треть пациентов обговаривают с лечащим врачом способ обратной связи.
Средняя оценка комфортности медицинских организаций по итогам анкетирования составила 4,54 из 10. Положительное влияние на мнение пациентов оказали: чистота и аккуратность, опрятный вид сотрудников; компетентность специалистов; физический комфорт. Отрицательное: «терапевт не осматривает», «делает записи с моих слов»; врачи не всегда доброжелательны; доктора не поясняют назначения; есть очереди; трудно дозвониться в регистратуру; не работает электронная запись.
Информационные стенды в лечебных учреждениях читают 100% участников опроса, 21,6% находят интересную, доступную, актуальную и читабельную информацию по ССЗ, а 63% отметили, что информации по ССЗ на стендах нет, остальные – отмечают ветхость, устаревшие данные, обилие ненужной рекламы.
Сайты медучреждений посещает только половина опрошенных, актуальную и интересную по ССЗ информацию нашли 2,1%, 25% считают информацию устаревшей и столько же – 25% – информации по ССЗ на сайте МО не нашли.
85,3% респондентов считают необходимым проведение школ пациентов, половина из них – принципиально за очный формат встреч, треть – не имеет технической возможности участвовать в онлайн-школе.
Качеством медицинской помощи по профилю ССЗ удовлетворены и скорее удовлетворены 72,4% респондентов. На вопрос: «что, по-вашему, нужно сделать в первую очередь, чтобы улучшить эту помощь?» анкетируемые высказали свои предложения, которые вошли в основу выводов Общественного совета для рассмотрения Минздрава.
Ольга Черанева отметила, что детальный анализ анкет показал: потенциал профилактики ССЗ не исчерпан – есть что улучшить. Минздравом края принимаются нужные пациентам, а, значит, верные организационные решения – выездные формы работы, телемедицинские консультации, оснащение первичного этапа медицинским оборудованием, целевая и углубленная подготовка кадров, выдача электронных рецептов.
В каждой медицинской организации, где оказывают помощь пациентам с болезнями системы кровообращения, необходимо провести собственный аудит доступности и качества с учетом мнения пациентов; результаты использовать для разработки индивидуального плана по улучшению качества медпомощи указанной категории больных:
- Организовать участие пациента в составлении плана диспансерного наблюдения, выдавать план на руки. Вести активный мониторинг состояния диспансерных пациентов.
- Продумать канал обратной связи для пациента.
- Усилить контроль за выполнением Программы госгарантий в части обследования.
- Обеспечить выдачу рецептов на льготные лекарственные препараты за одно посещение, чаще выдавать рецепты на длительные сроки, внедрять электронные рецепты.
- Своевременно обновлять информацию на стендах, сайтах, использовать для просветительской работы местные СМИ.
- Активизировать работу школ пациентов по профилю ССЗ.
Пресс-релиз Министерства здравоохранения Пермского края