Беседа с исполняющей обязанности заместителя министра здравоохранения республики Юлианой Викторовной Зейтулаевой.
– О концепции бережливого производства в медицине как некой «японской новинке» начали говорить не так давно. В республике внедрение новой модели медицинской организации с «бережливыми» элементами началось, по сути, с детских поликлиник Йошкар-Олинской детской городской больницы, которую вы тогда возглавляли. Насколько сложно, Юлиана Викторовна, далось вам это новшество?
– Первую презентацию о бережливом производстве мы с коллегами увидели на конференции в Ярославле в 2017 году. Нам рассказали о том, как строится проектная деятельность. А дальше путь простой: не понятно – интересно – «хочу попробовать». Идеи привезла в Йошкар-Олу с осознанием того, что реальные шаги можно сделать только в составе команды единомышленников. В 2018 году на фабрике процессов в Кирове прошли обучение два заместителя главврача, и мы уже начали говорить с ними «на одном языке». Задача ясна: встань, посмотри вокруг, что происходит, вычлени слабые звенья, предложи проектные решения. Уже тогда стало ясно: нельзя «сверху» спускать коллективу готовое решение для исполнения. Нужно, чтобы рабочая группа коллектива сама увидела «узкие места» и приняла решение о том, за решение каких проблем браться в первую очередь. Дальше обучили в Казани старших медицинских сестер – и на местах, в поликлиниках появились сторонники.
– И что – все сразу взялись с энтузиазмом?
– Детских поликлиник пять, проекты, по сути, одни и те же, но реализуются по-разному в зависимости от заинтересованности коллектива. В бережливом производстве самая большая проблема как раз в том, чтобы «заразить» идеями персонал. В каждом коллективе есть те, кто откликается сразу, есть такие, кто занят своими проблемами, им не до перемен, они живут под девизом «Чего придумали? У нас всегда так было!». Словом, многое зависит не от возраста, а от состояния души. Задача не наказать тех, у кого «ленивая» душа, а научить жить по-другому.
– А родители юных пациентов как отнеслись к тому, что начались какие-то передвижки в поликлиниках?
– Неплохо отнеслись, с пониманием. Мы же призвали их к сотрудничеству. Раз со стороны виднее – напишите замечания и предложения на специальных листах. Что нужно сделать для улучшения обслуживания? Повесить зеркало в фойе? Хорошо. Поставить кулер с водой? Отлично! Подсказать регистратору, как не стоит разговаривать с людьми? Учтем! Руководители поликлиник и дальше в работе рассчитывают на взаимопонимание с родителями.
– Юлиана Викторовна, столичные детские поликлиники в основном размещены не в типовых зданиях, поэтому задача изменения пространства, разведения потоков пациентов сложна. Как удается ее решать?
– Да, у нас практически одна типовая поликлиника – первая. Но она для 70-х годов прошлого века была оптимальна, а сейчас мала. Но все равно можно и в таких условиях внедрять элементы бережливой поликлиники. Конечно, задача осложняется. Но тем она и интересна! В каждом проекте здания мы постарались найти свои плюсы и максимально их использовать. Во второй поликлинике – бывшем детском саду – стены не раздвинешь, но когда два педиатрических участка перевели со второго на первый этаж, создали игровые зоны, убрали лабораторию, выделили прививочный блок – уже легче дышать. В первой поликлинике покрасили стены в яркий цвет, разместили яркую навигацию, и стало комфортнее, уменьшилось число жалоб. В некоторых поликлиниках карточки детей раннего возраста хранились раньше в кабинетах врачей. Нужно маме идти в другой кабинет – она вынуждена идти за карточкой в кабинет участкового педиатра, регистратору тоже приходилось бегать за карточкой в кабинет, где она хранится. Ввели правило хранить карточки только в регистратуре. Через сопротивление, через непонимание («У нас так было всегда!» «Они не влезут в регистратуре!»). Все влезло, все разместилось, и экономия времени налицо. К слову сказать, пришли к выводу, что не всегда нужна толстая карточка, редко болеющему ребенку стали заводить тонкую, занимающую меньше места. Постарались попутно решить еще и проблему утери карточек, введя штрих-кодирование, что дает информацию о том, в чьих последних руках была карточка.
– Нацпроект «Здравоохранение» позволил оснастить поликлиники новым оборудованием. Что из полученного особенно радует?
– Все! Таких значительных финансовых вливаний, как за три последних года, не было давно. Кабинеты уже не соответствовали порядкам оснащения, замены требовало, прежде всего, дорогостоящее оборудование, которое самим медицинским организациям не под силу: рентгенаппараты, аппараты УЗИ, офтальмологическое и ЛОР-оборудование. Сейчас нет необходимости в рентгеновской пленке, все изображения в цифровом варианте, в едином архиве, их могут увидеть врачи на своих рабочих местах. Новые аппараты УЗИ, в том числе экспертного класса, дают совсем другую визуализацию, качество осмотров значительно улучшилось.
– К сожалению, новая модель не решит кадровую проблему…
– Это правда. Многие жалобы рождаются именно по этой причине. Но когда укомплектованность штата 60 процентов (без декретников), проблем не может не быть. Хотя стоит упомянуть и об ответственности пациента. Вряд ли можно считать правильным, когда врач, зачастую обслуживающий два участка, вынужден идти на дом не только к малышам двух-трех лет с температурой 39 градусов, но и к подростку с температурой 37,2 градуса. Чуть заболел живот – родители стремятся на консультацию к гастроэнтерологу, увидели сыпь на теле – обязательно к дерматологу или аллергологу. Между тем, это должен диагностировать и лечить участковый педиатр. Если нужно, он сам направит к врачу узкой специальности.
– За три года уже многое сделано в рамках нацпроекта. Что в перспективе?
– В 2021 году предстоит отработка полученных навыков. Амбулаторное звено оснащено в соответствии с порядками. В 2022 году планируется капитальный ремонт детской поликлиники № 1. Нужны средства на подготовку проектно-сметной документации. Запланировано строительство новой детской поликлиники. Она должна быть не менее 500 посещений в смену. Словом, на месте ничего не стоит, и внедрение новой модели медицинской организации – также процесс бесконечный.
Пресс-релиз Министерства здравоохранения Республики Марий Эл