Как известно, с 12 июля вступил в силу Федеральный закон от 12.07.2024 №176-ФЗ, который запустил механизм налоговой амнистии за дробление бизнеса в 2022-2024 годах, рассказали в пресс-службе Уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Однако у экспертов есть определенные опасения и сомнения в том, что амнистия станет действительно широким процессом. Об этом в ходе круглого стола на тему «Практика налоговой реформы и амнистии. Какие возникают вопросы», организованного аппаратом Уполномоченного, заявил партнер юридической компании МЭФ legal Вадим Зарипов.
«В нашем случае речь идет об «особой» амнистии, можно сказать, небывалой, – пояснил Зарипов. – Чтобы попасть под ее условия, недостаточно совершить какое-то формальное действие или соответствовать некоему формальному признаку. Нужны фактические изменения, по сути, перестройка бизнеса.
Условия амнистии сформулированы крайне расплывчато, как, собственно, и само понятие дробления бизнеса. Оценка того, произошел ли отказ от дробления, оставлена на усмотрение налоговых органов и судов. Четких формальных признаков нет.
Сама процедура амнистии довольно длительная, вплоть до 2032 года. В 2025 и 2026 годах будет проходить «тестовый период», на основе которого ФНС будет оценивать, действительно ли отказался предприниматель от дробления, то есть имеет ли он право на амнистию по итогам 2022-2024 годов. А оценка «тестового периода» будет происходить по итогам выездных проверок. Проверку по закону можно назначить три года спустя, то есть до конца 2029 года. С учетом хода самой проверки, всех обжалований и судебных разбирательств окончательные итоги могут появиться к 2032-му году. И только исходя из них и будет решаться – амнистировать предпринимателя по задолженности за 2022-2024 годы или нет.
Кроме того, налоговые органы уже пытаются саботировать амнистию, исключая из актов проверок слова «дробление бизнеса», но оставляя претензии по существу. Ведь материальное вознаграждение инспектора зависит от реально взысканных, а не «подвешенных» налогов. Так что есть опасность, что амнистия может забуксовать. Да и условия переходного налогового режима – такие, какими они сложились – не способствуют отказу от дробления».
«Чтобы дело все же сдвинулось с места, деловые объединения и региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей должны становиться «мостиком» между предпринимателями и ФНС, аккумулировать проблемные вопросы и совместно искать на них ответы, – полагает Вадим Зарипов. – Иначе бизнес будет опасаться участвовать в амнистии из-за субъективизма налоговых органов и ее чрезмерной затянутости».