Какие категории медработников, на какой срок и куда будут направляться, определит Минздрав, сказано в распоряжении, подписанном главой комитета Госдумы по охране здоровья Сергеем Леоновым, сообщает телеграм-канал «Медицинская Россия».
Интересно, что в документе отдельно указывается, что при рассмотрении вопроса в Госдуме необходимо отдельно принять к сведению мнение, высказанное на «Правительственном часе» председателем комитета ГД по науке и высшему образованию Сергеем Кабышевым, который говорил о введении принудительной отработки и для студентов коммерческой формы обучения.
Из выступления Сергея Кабышева:
— Никто не может осуществлять свои права, нарушая права другого. Поэтому свобода выбора выпускников, если мы говорим о медиках, не может ставиться выше социальных прав, защищать которые гражданин вызвался, избрав такой профессиональный путь.
В целом модель обязательного трудоустройства вполне возможна, в том числе для платного обучения, поскольку образование — не услуга ради частного интереса, а выпускник-медик несет равное бремя социальной солидарности.
Но нужны выверенные и просчитанные решения, учитывающие все риски и последствия. Я предлагаю рассмотреть введение специальных профессиональных контрактов по аналогии с военным образованием, либо переход на полностью целевое обучение. Однако зарубежный опыт показывает, что только повышенная оплата труда, предоставление жилья и доступ к постоянному профессиональному развитию дают положительный эффект применения таких моделей.
Его мнение, по сути, поддержал и глава профильного комитета Госдумы Сергей Леонов, говоря о социальных гарантиях для выпускников медицинских вузов.
«Важно, если при этом выпускнику медицинского вуза будут предоставлены определенные социальные гарантии. Нужно продумать модель таким образом, чтобы сохранился баланс между обязательным трудоустройством выпускников на определенный период времени и предоставлением им выбора конкретного места трудоустройства, необходимых социальных, трудовых и жилищных гарантий», — прокомментировал Леонов.
Также на заседании комитета рассмотрели другие подробности постановления по решению вопросов дефицита медицинских кадров.
Для решения кадрового вопроса необходимо, в первую очередь, уравнять зарплаты медработников по регионам. Для этого комитет ждёт реализации программы новой системы оплаты труда.
«Ждем от правительства результаты апробации по пилотным регионам для рассмотрения профильными комитетами. Не должно быть большой разницы в зарплатах у врачей от региона к региону. Важно обеспечить единые по всей стране оклады и стимулирующие выплаты, а также дополнительные выплаты в зависимости от региональных особенностей», — сказал Леонов.
Кроме того, он предложил ввести льготную ипотеку с единой процентной ставкой для медицинских и фармацевтических работников.
По мнению зампредседателя комитета ГД по охране здоровья Бадмы Башанкаева, нужно взять пример с IT-ипотеки и разрабатывать программы для врачей.
«Мы обсуждали с федеральным оператором застройки вопросы о льготных ипотеках. В некоторых регионах программы льготного жилья для медиков уже активно развиваются. Например, есть опыт Нижнего Новгорода, Тулы, Саратова, где застройщики уже выделяют часть квартир под социальные нужды. Медикам важно спокойно работать и развиваться. И крайне важно удержать молодых специалистов и создавать комфортные условия для жизни и работы», — отметил Башанкаев.
Также в своем постановлении комитет по охране здоровья предложил:
— проработать вопрос о формировании госсистемы прогнозирования, планирования и обеспечения гарантированной занятости медработников, соблюдая принцип равных возможностей получения доступной и качественной медицинской помощи на всей территории РФ;
— увеличить финансирование программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»;
— повысить роль и престиж профессии медицинского работника, уровень социальных и трудовых гарантий, создать благоприятные условия дработы;
— ужесточить ответственность «целевиков», которые не выполняют условия целевого приема;
— увеличить стипендии для студентов, аспирантов и оплату труда профессорско-преподавательского состава с учетом лучших региональных практик;
— совершенствовать нормативное правовое регулирование организации практической подготовки обучающихся в медицинских вузах, в том числе на клинических базах;
— устанавливать контрольные цифры приема по студентам и по ординаторам дать право только Министерству здравоохранения, потому что именно оно отвечает за кадровую политику отрасли;
— проводить профессиональную переподготовку медицинских работников исключительно в государственных образовательных и научных организациях.