Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Газета: здравоохранение в регионах

ГОСДУМА: «Общий объем выявленных нарушений и недостатков в здравоохранении составил 26 млрд рублей», – отчет Счетной палаты

MATERLIFE
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 5,00
Загрузка...
duma.gov.ru / Исполняющий обязанности Председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова
duma.gov.ru / Исполняющий обязанности Председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова

Сегодня Государственной Думе был представлен отчет Счетной палаты (СП). Это был прямой разговор о выявленных в ходе проверок нарушений в различных сферах жизни государства, включая здравоохранение. Предлагаем тезисы из отчетных документов СП по медицинской тематике.

В 2022 году проведено 14 контрольных (в том числе 6 – в рамках контроля исполнения бюджета) и 5 экспертно-аналитических мероприятий. Общий объем выявленных нарушений и недостатков составил 26 млрд рублей. Основную часть представляют нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, а также порядка формирования и предоставления субсидий на выполнение государственного задания и на иные цели.

Развитие здравоохранения

По итогам анализа реализации в 2021 году госпрограммы «Развитие здравоохранения» выявлено недостижение плановых значений по трем из пяти показателей госпрограммы:

  • «Ожидаемая продолжительность жизни» (план – 71,69 года, факт – 70,06 года)
  • «Смертность населения от всех причин смерти (на 1000 населения)» (план –14,2 человек, факт – 16,7 человек на 1000 населения)
  • «Смертность населения от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения» (план – 600 человек, факт – 640,3 человек на 100 тыс. населения), при этом недостижение показателя по смертности от болезней системы кровообращения фиксируется на протяжении последних 3 лет.

Отмечается недостаточная эффективность реализации госпрограммы «Развитие здравоохранения». Исполнение государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» составило 90,7 %, не достигнуты плановые значения по 6 из 32 показателей (18,7 % показателей). Эффективность реализации госпрограммы оценена на среднем уровне.

Расходы по федеральным проектам

Кассовое исполнение по расходам за 2021 год в Минздраве России составило 91,3 %, неисполненные назначения – 81 368,1 млн рублей. В основном это связано с низким исполнением по расходам в виде гранта Фонду поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра».

***

Анализ данных реализации регионами федпроекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» показал высокий уровень товарных остатков лекпрепаратов для обеспечения лиц, перенесших инсульт или инфаркт. Так, на 1 января 2022 года в 54 регионах уровень таких остатков по ряду препаратов превысил 24 месяца (при 2–3 годичном сроке годности лекпрепаратов для данной категории пациентов).

Высокий уровень товарных остатков сформировался из-за отсутствия соответствующей методики определения потребности для регионов в лекпрепаратах.

***

Выявлены риски списания лекарственных препаратов на общую сумму 4 671,6 млн рублей в связи с истечением их срока годности. Это свидетельствует о необходимости повышения эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на закупку лекарств.

Государственные задания

Выявлены нарушения и недостатки при формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Минздрав России ряду подведомственных организаций сформировал госзадание без учета предложений учреждений относительно потребности в соответствующих услугах (работах), а также без учета показателей выполнения госзадания в предыдущем периоде, в отдельных случаях не были установлены показатели, характеризующие качество государственных работ, некоторые соглашения на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания заключены с нарушением установленного срока от одного до семи дней, ненадлежащим образом осуществлялся контроль за выполнением госзаданий.

***

Минздравом России ненадлежащим образом осуществлялся контроль за соблюдением подведомственными учреждениями целей, условий и порядка предоставления целевых субсидий, и не проводилась оценка достижения значений результатов предоставления субсидий (отчеты о достижении значений результатов предоставления субсидии на иные цели в ГИИС «Электронный бюджет» не рассматривались и не утверждались, плановые и внеплановые проверки не проводились).

***

Роспотребнадзор нормативный правовой акт, устанавливающий правила предоставления субсидий на иные цели, утвердил на 28 календарных дней позже установленного срока.

***

Росздравнадзор в соглашениях о предоставлении субсидии на иные цели не определил значения результатов ее использования.

Расходы на капстроительство объектов здравоохранения

В 2021 году отмечалось низкое исполнение расходов на капитальное строительство в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Так, кассовое исполнение лимитов бюджетных обязательств составило: по Минздраву России – 74,4 %, по Роспотребнадзору – 58,4 %, по ФМБА России – 48,9 %.

***

По состоянию на 1 января 2022 года значительные объемы незавершенного строительства отмечались в части Минздрава России на сумму 1 258,3 млн рублей, Роспотребнадзора – 3 777,9 млн рублей, ФМБА России – 8 001,9 млн рублей.

***

В Минздраве России установлены нарушения порядка и условий предоставления субсидий юридическим лицам, в частности, при заключении соглашений не установлены требования о формировании отчетов и их размещения в ГИИС «Электронный бюджет».

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

По итогам оценки финансовой устойчивости системы ОМС в рамках завершенного в 2021 году ЭАМ «Анализ эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации» сделан вывод о недостаточно эффективной организации финансирования системы ОМС, приводящий к дефициту финансового обеспечения территориальных программ ОМС.

***

По итогам проверки исполнения бюджета ФОМС за 2021 год выявлены нарушения при оплате медицинской помощи, которая производилась Фондом до проведения медико-экономического контроля, а также нарушения порядка ведения Фондом единого реестра экспертов качества медицинской помощи.

***

Фондом с 2021 года в рамках проведения опытной эксплуатации осуществляется обработка подлежащей защите информации в не аттестованной и не введенной в эксплуатацию информационной системе (в части модуля «Реестр медицинской помощи» ГИС ОМС), а также не отвечающей требованиям к эксплуатации таких систем, что создает предпосылки несанкционированного использования персональных данных граждан, застрахованных в системе ОМС.

***

Допущены нарушения Бюджетного кодекса, в том числе в части несоблюдения срока возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов. Во всех договорах, заключенных Фондом с федеральными медицинскими учреждениями (более 320 договоров), плановые показатели оказания медицинской помощи на 2021 год не устанавливались.

***

Материалы с изложением фактов допущенных нарушений при проведении Фондом экспертиз качества оказания медицинской помощи направлены в Генпрокуратуру России для принятия мер прокурорского реагирования.

Проект бюджета ФОМС на 2023-2025 годы

Объем страховых взносов на ОМС работающего населения определен с учетом изменения бюджетного и налогового законодательства, которое вступило в силу с 1 января 2023 года. За счет указанной новации бюджет Фонда дополнительно получит в трехлетний период 199 млрд рублей. Кроме того, существенно снизятся тарифы страховых взносов на ОМС для субъектов малого и среднего бизнеса, предпринимательства – на 328 млрд рублей, или в 1,8 раза в 2023–2025 годах.

***

Страховые взносы на ОМС неработающего населения с учетом изменений законодательства в части расчета коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг с 2023 года обеспечат дополнительные поступления в бюджет Фонда, но в то же время увеличат нагрузку на региональные бюджеты (на 196 млрд рублей за три года).

***

Размер субвенции должен определяться на основе утвержденного в программе государственных гарантий норматива финансового обеспечения. При этом на момент формирования проекта бюджета ФОМС программа госгарантий на 2023 год утверждена не была.

***

В 2023–2025 годах нормированный страховой запас ФОМС (далее – НСЗ) значительно увеличится и за трехлетний период составит 513 млрд рублей.

При этом отмечаются обстоятельства, влияющие на уровень исполнения, предусмотренных в НСЗ средств на цели софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда медработников и на осуществление стимулирующих выплат за выявление онкологических заболеваний ввиду недостаточной эффективности процессов формирования и распределения указанных средств. Так, на 1 октября 2022 года расход по двум данным статьям составлял порядка 8 %.

***

В ходе проверки установлены факты планирования Фондом расходных обязательств на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, при отсутствии критериев применения показателей, установленных в методике; на проведение ремонтных работ при отсутствии планов по проведению текущих ремонтов; отсутствие в расходах бюджета ФОМС индексации затрат на проведение экспертиз качества медицинской помощи, что содержит риски снижения их количества.

***

Выявлены нарушения порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи и порядка формирования НСЗ ФОМС, а также при нормировании в сфере закупок.

***

В ходе мероприятия установлено, что действующая модель уплаты взносов на ОМС неработающих граждан имеет ряд недостатков, которые приводят к недофинансированию системы ОМС и создают предпосылки к снижению качества и доступности медицинской помощи для населения.

Профилактика болезней

При оказании медицинской помощи отмечается недостаточный охват при проведении диспансеризации и профилактических медосмотров определенных групп взрослого населения, отсутствие учета фактических сроков ожидания плановой медпомощи, а также недостаточность объемов восстановительного лечения для пациентов, перенесших сердечно-сосудистые осложнения.

***

По итогам мероприятия Правительству Российской Федерации направлен ряд рекомендаций, включая предложение по разработке методики формирования мер государственной политики, направленных на повышение ожидаемой продолжительности жизни, предусматривающей в том числе расчет вклада каждой меры в достижение показателя продолжительности жизни до 78 лет.

Распространение ВИЧ-инфекции

Несмотря на сложную ситуацию с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации, а также наличие потребности в лекарствах для антиретровирусной терапии зарегистрированных ВИЧ-инфицированных лиц, средства на закупку лекарственных препаратов проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2023–2025 годы в необходимом объеме не предусмотрены. Дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на эти цели в 2023 году составит 7,7 млрд рублей, в 2024 году – 10,8 млрд рублей и в 2025 году – 14,1 млрд рублей.

Информатизация здравоохранения

Подавляющее большинство процессов не имеют формализованного описания и не оптимизированы для дальнейшей автоматизации посредством информационных систем.

***

В Единой государственной информационной системе здравоохранения (далее – ЕГИСЗ) передается только 33 вида электронных документов, или 41 % предусмотренного количества (22 % от 150 форм первичных учетных документов).

***

При отсутствии на федеральном уровне установленных требований к использованию единого источника нормативно-справочной информации в регионах в рамках применяемых государственных медицинских информационных систем ведутся собственные справочники и классификаторы. Это не позволяет агрегировать их данные в ЕГИСЗ и приводит к двойному вводу информации в разные системы.

***

В федеральном проекте по созданию цифрового контура отсутствуют показатели, характеризующие цифровую трансформацию процессов, основанную на принципе однократного ввода и многократного использования информации, а также сокращение времени, затрачиваемого медицинским работником на оформление медицинской документации.

***

Методики расчета основных показателей имеют выраженные дефекты, которые не стимулируют регионы к развитию информатизации как инструмента помощи медработникам.

Экспертиза законодательных актов

Были рассмотрены законопроекты «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части совершенствования лекарственного обеспечения пациентов, страдающих орфанными заболеваниями.

Установлено, что планируемая законопроектами передача отдельных полномочий по лекарственному обеспечению пациентов с орфанными заболеваниями на федеральный уровень потребует пересмотра приоритетов расходов Российской Федерации в целях исключения негативного влияния возникающей дополнительной нагрузки на федеральный бюджет, являющийся в том числе источником финансирования организации лекарственного обеспечения других (неорфанных) категорий пациентов. Однако указанное обстоятельство при разработке законопроектов учтено не было.

Кроме того, предлагаемые законопроектами изменения нарушают принцип сбалансированности бюджета (с учетом того, что основные бюджетные параметры на очередной финансовый год и плановый период определены). Законопроектами также не были определены источники исполнения предусматриваемых новых расходных обязательств Российской Федерации.

***

Направлением деятельности также был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части совершенствования системы обязательного медицинского страхования».

Законопроектом предлагалось изменить систему обязательного медицинского страхования в части источника формирования средств страховой организации, пересмотра структуры тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

По итогам проведенной экспертизы установлено, что предлагаемые законопроектом мероприятия по изменению источников формирования собственных средств страховой медицинской организации в сфере ОМС, а также по изменению структуры тарифа на оплату медицинской помощи в рамках ОМС создают риски увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом в материалах к законопроекту не приведена оценка влияния предлагаемых изменений на стабильность системы ОМС, а также на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ГОСДУМА: «Необходимо ввести обязательное распределение всех выпускников медицинских вузов и учебных заведений медицинского профиля», – лидер ЛДПР Леонид Слуцкий



Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ