Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Газета: здравоохранение в регионах
Газета: здравоохранение в регионах

«НЕ»: архитектор смыслов

Как психологически расслабить пациента

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 5,00
Загрузка...
Фото: dzen
Фото: dzen

Использование частицы «не» дает возможность передавать негативную информацию без использования негативных слов. Например, «больно – не комфортно», «страшно — не весело», «проблемы — непростая задача». Этот прием позволяет говорящему сохранять позитивную эмоциональную атмосферу несмотря на необходимость донести не очень приятные сведения.

Подмена негативного слова на позитивное с отрицательной частицей «не» на подсознательном уровне формирует обнадеживающее эмоциональное восприятие. «Неудача» не так сгущает краски, как «проблема», «я болен — я не здоров», звучит более оптимистично, а вместо «бездельники — сотрудники, не соответствующие уровню поставленных задач», не так безнадежно.

На бессознательный уровень мы транслируем позитив, а сознание дает четкую транскрипцию негативного смысла наших слов. В результате люди получат положительную установку, а хорошее эмоциональное самочувствие акцепторов ваших слов увеличит силу вербального влияния, направленного на исправление ошибок и неприятных ситуаций. Вы же хотите изменений, при этом в лучшую сторону. Поэтому пред частицей «не» целесообразнее ставить «позитивные» слова.

Всё объясняется тем, что человек мыслить не словами, а образами. У частицы НЕ нет своего определенного образа, только образ слова, с которым она стоит. Например, представьте, пожалуйста, на столе НЕ лежит зеленое яблоко. Какой образ увидите? Зеленое яблоко, которое вы потом в сознании «вычеркиваете» из своей картинки, и теперь стол пуст. Это говорит о том, что мозг на подсознательном уровне игнорирует частицу НЕ, но четко осознает понятие отрицания.

У смысловой формулировки фраз с частицей «не» есть еще один коварный секрет. Они содержат ограничения, но в них отсутствует информации. Нет ясности о том, что должен сделать адресат нашего сообщения.

— Не бегай по лужам — это понятно — а что тогда делать?

— Не волнуйся — это понятно — а как мне к этому относиться?

— Не груби пациентам — это понятно — а в чем моя грубость?

Для нас предельно понятно, что мы имеем в виду, что человек должен делать, и как правильно. Но люди могут понимать по-иному и выбирать свой правильный вариант поведения, который может не соответствовать нашему мнению.

И именно поэтому, мы иногда не можем понять ответную реакцию на нашу фразу «не делай — буду делать»:

— Не опаздывай — буду опаздывать!

— Не груби пациентам — буду грубить!

Создается мнение, что саботируют, делают «назло». Верно, подсознание человека сопротивляется введенным ограничениям, оно воспринимает их как ограничения личных прав и свобод. Свобода тоже оценивается человеком на сознательном и подсознательном уровнях. Каждый — от новорожденного до долгожителя – ценит свою свободу и готов защищать ее. Когда человек слышит — не делай, он подсознательно воспринимает это не как желание помочь или заботу о нем, а как покушение на его свободу. И он начинает защищать свою свободу, иногда даже очень разрушительными способами. А когда это повторяется, то поведенческая реакция может усиливаться.

Что делать? Добавить информации, снять ограничения. Создать позитивную формулировку фраз.

— Не бегай по лужам — бегай по сухому асфальту.

— Не волнуйся — все обойдется.

— Не груби пациенту — старайся разговаривать вежливо.

В этом и заключается коварство фраз с частицей «не». Когда мы их произносим, не хотим никого ограничивать. Наоборот, мы хотим, чтобы окружающим нас людям становилось лучше, комфортнее. Но при неправильном лексическом использовании значение фраз искажается, мы получаем ровно обратный от желаемого результат.

И вроде бы всё понятно, в теории все знают про частицу «не», но на практике, увы… Гораздо чаще частица «не» употребляется с «негативными» словами. Например, в поздравлениях: Дорогой друг! Хочу пожелать жизни без катаклизмов, чтобы дети не разочаровывали, жена не ругала, друзья не предавали и с работы не уволили, ну и конечно, не болеть. Или рекламный слоган: «Стоматология без страха и боли». Как вам? Прекрасно. Есть перспективы, есть над чем работать. Особенно важно врачам, учителям, политикам, ибо они доверие к своим делам формируют своими словами.

Великолепный учебный пример для практики врачей приводит Ангелина Шам, цитирую:

— Вам не стоит переживать, это не страшная процедура. Будет не больно, не напрягайтесь, а то можно в обморок упасть, а от напряжения может начаться кровотечение. Тут нечего бояться, оборудование нас не подводит и руки у нас не кривые. Это раньше мы работали с ужасными материалами, а технологии были описаны бестолково, врачи часто делали ошибки и это, конечно, раздражало всех — и врачей, и пациентов. А сейчас волноваться не надо никаких проблем, главное не пугайтесь, когда я начну. Ну, что не боитесь? Правильно, никто ещё от этого не умер. У вас, конечно, ситуация сложная и есть некоторые проблемы, но мы не боимся трудностей и не собираемся сдаваться. Я не хочу, чтобы мне было стыдно за проделанную работу.

 А вто альтернативный вариант:

— Вы можете расслабиться. Это хорошо известные, отработанные в деталях процедуры. Будет абсолютно комфортно. Отдыхайте. В расслабленном состоянии легче контролировать процесс. Если вам удастся сохранять расслабленность вы мне очень этим поможете. У нас есть полная уверенность в результате. Оборудование здесь отличное, и руки у нас золотые.  Это раньше, когда материалы только разрабатывались, а технологии адаптировались, мы не были так оптимистичны. Мы не могли сделать это так профессионально, как сейчас; и это, конечно, не вдохновляло ни врачей, ни пациентов.  Теперь можно быть спокойным и уверенным, мы полностью соответствуем современным технологиям. Я дам вам знать, когда начну. Расслабились? Ну и отлично. Конечно, пациентам обычно даже нравится эта процедура. Ситуация непростая, есть над чем поработать, мы настроены оптимистично и уверенно. Я хочу, чтобы вы меня вспоминали только добрым словом.

И вроде смысл один, об одном говорят, и частицы «не» в обороте встречаются в обоих случаях, а доверие больше там, где слова пропитаны позитивом. Это как здания. Сделаны из одних материалов, людьми, а разные. Так и при сложении слов частицу «НЕ» смело можно назвать архитектором смыслов. Пользуйтесь правильно вербальными конструкциями, фундамент доверия будет надежнее.

P.S.

Остается понять, как быть с десятью библейским заповедями, регулирующих отношения человека и Бога. Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не делай себе кумира, не произноси ложного свидетельства, не желай жены ближнего своего, ни чего того, что принадлежит ближнему твоему…

Этот закон нравственности написан Богом на каменных скрижалях, помещен в ковчег, утвержден Христом. Как направить силу слов в позитивное русло? Что делать? Переписывать?



Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и пользовательским соглашением.
Принять
Политика конфиденциальности