Как мы уже писали, президент Владимир Путин в своей резиденции в Ново-Огарёво провел совещание с кабмином в режиме видеоконференции. На нем, в частности, шёл разговор об изменениях в контрольно-надзорной деятельности и о том, как они повлияли на развитие предпринимательства. По этому вопросу выступили руководитель аппарата правительства и заместитель премьер-министра Дмитрий Григоренко и Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов (публикуем по стенограмме).


Фото: www.kremlin.ru
ПУТИН
Давайте поговорим о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности.
ГРИГОРЕНКО
Правительство проводит большую работу по снижению административной нагрузки на бизнес и созданию комфортной деловой среды. Эта работа проводится по Вашему поручению с 2019 года, и одним из важнейших направлений этой работы является реформа контрольно-надзорной деятельности, то есть реформа проведения проверок.
Работа ведётся по трём направлениям. Первое – это актуализация действующих норм и правил, которые, собственно говоря, и проверяются. Второе – это упрощение и прозрачность самой процедуры проверки. И третье – это сбор обратной связи от предпринимателей и реагирование – как они вообще к этому относятся.
Первое, что мы сделали: с бизнесом проанализировали все существующие нормы и правила, которые подлежат применению при ведении предпринимательской деятельности. Их оказалось чуть более 300 тысяч. Мы их актуализировали на порядка 45 процентов. Чуть больше 140 тысяч норм и правил были отменены как избыточные либо дублирующие, остальное всё актуализировано.
Во-вторых, мы на законодательном уровне приняли 248-й Федеральный закон о госконтроле – важный закон, в котором мы стандартизировали и унифицировали процедуру проверки. Это очень важно. Почему? Потому что теперь все надзорные органы, все контролёры проводят проверку по одинаковым правилам. То есть мы исключили ситуации, когда приходят разные проверяющие и по-разному проверяют.
Третье. Установили на законодательном уровне, – тоже было отдельно Ваше поручение, – что все проверки плановые и внеплановые согласовываются с органами прокуратуры. Здесь у нас очень плотное взаимодействие с Игорем Викторовичем Красновым.
В-четвёртых, мы оцифровали все процедуры проверки от начала до конца. Проверку невозможно провести, не отразив информацию как о самой проверке, так и о её результатах в информационной системе. Эта информационная система интегрирована с системой Генеральной прокуратуры. Коллеги всё видят, это очень важно для нас.
Главным изменением стало обязательное применение риск-ориентированного подхода при назначении проверок. Мы это тоже закрепили на законодательном уровне. Что это значит? Это значит, что проверка назначается теперь только тогда, когда есть информация о возможном нарушении законодательства. Если такой информации нет – проверка не назначается, то есть меняется коренным образом смысл проверки.
Если раньше зачастую были проверки, которые назначались, и потом в ходе проверки искали нарушения, то сейчас, если заранее контрольный орган не знает или у него отсутствует информация о возможном нарушении, которое нельзя предотвратить никак, кроме как проведением проверки, проверка не может быть назначена.
Соответственно, как результат, у нас уже сейчас резкое сокращение безосновательных проверок. Так, если в прошлом году при проведении внеплановых проверок у нас доля нарушений была порядка 65 процентов, то в этом году этот показатель составляет чуть менее 90 процентов. То есть у нас очень мало проверок, которые проводятся ради проверок.
Как следствие, сократилось общее количество проверок почти в четыре раза, если сравнивать с 2019 годом. В 2019 году было порядка 1,5 миллиона проверок. По итогам 2024 года эта цифра составляет 391 тысячу проверок.
Отдельно отмечу важный вопрос. 31 декабря прошлого года закончилось действие моратория на проведение проверок. Бизнес очень сильно переживал по этому поводу: этот мораторий действовал с 2022 года как защитная мера для бизнеса от санкционного давления на экономику.
Суть моратория сводилась к тому, что действовал запрет на проведение всех проверок, за исключением проверок по риск-ориентированному подходу, о котором я только что сказал, и за исключением проверок объектов чрезвычайно высокого риска – это электростанции, химическая промышленность и так далее. Проверки можно было проводить, естественно, только по согласованию с прокуратурой.
В конце прошлого года, 28 декабря прошлого года, 540-й Федеральный закон вышел, в котором мы эти положения моратория законодательно закрепили, потому что эти нормы оказались очень удачными и очень качественными. И теперь – с 2025 года – с правилами, которые действовали в период моратория, мы фактически на законодательном уровне на постоянной основе с ними живём. Здесь отдельное спасибо Генеральной прокуратуре и лично Игорю Викторовичу Краснову – он этим тоже вопросом занимался, сильно нам помогал.
Соответственно, все задачи, что мы ставили на 2024 год, мы выполнили. У нас в приоритетах на 2025 год сейчас обозначено два вопроса, две темы.
Первая – это дальнейшее развитие системы обратной связи. У нас уже несколько лет на портале госуслуг действует сервис досудебного обжалования. Любой предприниматель может буквально в три клика пожаловаться на контролёра от процедуры до результатов проверки. Очень удобно сделано в формате сервиса. Мы постоянно его совершенствуем. Запрос очень простой, бизнесу сделать всё проще и удобнее, вот мы упрощаем и упрощаем, в том числе и сокращая, кстати, сроки рассмотрения этих жалоб.
А второе направление – это тоже запрос у бизнеса очень большой на внедрение дистанционных форм контроля. Что это значит? Дистанционный контроль – это проведение проверки через мобильное приложение, с использованием видеосвязи или цифрового фото проводится проверка. То есть в ходе дистанционной проверки предприниматель показывает своё помещение по видеосвязи или предоставляет необходимые фото или видео. Это очень удобно и контролёрам, и предпринимателям, естественно. И при этом и контролёры, и предприниматели здесь экономят и время, и деньги.
У нас в прошлом году был запущен пилотный проект на такие проверки, или эксперимент, как мы его называем. Семь федеральных органов исполнительной власти в эксперименте принимают участие. Для этого мы специально разработали и запустили мобильное приложение с не очень оригинальным названием «Инспектор», но зато работает очень хорошо. Проведено чуть менее 3000 дистанционных проверок в 2024 году. В 2025 году мы планируем расширить область применения дистанционного контроля как показавшего свою большую эффективность.
Сейчас для нас это приоритетная задача. Просьба поддержать.
КРАСНОВ
В текущем году исполняется уже пять лет со дня вступления в силу закона, установившего новые принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности. Его концептуальной идеей стал отказ от карательной модели в пользу профилактики нарушений. Однако в условиях, когда большинство контролирующих органов долгие годы считали мерилом работы именно количество проведённых проверок и сумму наложенных штрафов, решение этой задачи действительно было непростым.
Поэтому мы принципиально действуем в двух направлениях. Исходя из презумпции добросовестности бизнеса осуществляем надзорное сопровождение реформы и на основе соответствующей правоприменительной практики вносим предложения о совершенствовании правового регулирования.
По Вашему, Владимир Владимирович, поручению мы на системной основе проводим мониторинг применения закона. По его результатам поддержаны наши инициативы, установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение закона о госконтроле, ограничены полномочия полиции на возбуждение уголовных дел с подменой функций контролирующих ведомств, в полной мере реализован режим правовой защиты резидентов территорий с преференциальными экономическими режимами, где плановые проверки на законодательном уровне заменены профилактическими визитами.
Здесь важно подчеркнуть, что многие из отмеченных инициатив основаны на понимании проблем и потребностей нашего бизнеса, что называется, изнутри. Прямой диалог прокуроров с представителями предпринимательского сообщества, по сути, не прекращается. Еженедельно с ними, с участием представителей публичной власти, банков, контролирующих органов, встречаются руководители региональных прокуратур. Не реже двух раз в год я провожу личный приём предпринимателей с выездом в регионы, встречаюсь с бизнесменами на полях Петербургского и Восточного экономических форумов. В целях повышения ответственности подчинённых полномочия о согласовании абсолютно всех проверок мною переданы с районного на уровень прокуратур субъектов.
Заметные для бизнеса результаты, безусловно, есть. Например, при рассмотрении проектов планов на текущий год прокурорами санкционировано проведение лишь 36 тысяч проверок из 137 тысяч предложенных, что в 12 раз меньше, чем в 2019-м, допандемийном году. Тогда было согласовано порядка полумиллиона предложений.
Примечательно, что 31-й федеральный и все региональные органы контроля совокупно внесли предложений меньше, чем один Роспотребнадзор. При этом правовых оснований для внесения, тем более согласования значительного количества предложений данного ведомства заведомо не имелось. В результате отклонено 50 [тысяч] из 69 тысяч [предложений о включении в план проверок], некоторые из них просто абсурдные.
Например, управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай была запланирована выездная проверка соблюдения в придорожном кафе санитарных требований, которые у нас предъявляются к домам престарелых и опасным производствам.
Официальные представители Роспотребнадзора нередко в публичном поле увязывают случаи массового отравления людей с невозможностью проведения проверок. Я уже об этом неоднократно говорил: никакой причинно-следственной связи здесь нет.
По всем таким фактам возбуждались уголовные дела, и расследование этих уголовных дел однозначно свидетельствует о своевременно не устранённых проявлениях коррупции, а также непрофессионализме и равнодушии чиновников. Поэтому даже круглосуточный тотальный контроль при таких обстоятельствах не может быть эффективным.
По нашим требованиям в соответствие с законом приведены ведомственные правовые акты Росаккредитации и Роскомнадзора, которые фактически позволяли проводить проверки под видом иных форм взаимодействия с хозяйствующими субъектами.
По аналогичным основаниям скорректированы и утверждены приказами Минтруда, Минобрнауки и Минкультуры и не отвечавшие установленным процедурам госконтроля порядки независимой оценки качества оказания услуг в сферах образования и культуры, а также социального обслуживания.
К числу других пресечённых прокурорами нарушений относится утрата актуальности ведомственных актов, осуществление контроля в отношении некатегорированных объектов, а также попытки расширения предмета проверок и выбор более обременительного для предпринимателя вида взаимодействия.
Аналогичная картина наблюдается и при согласовании внеплановых визитов. В прошлом году согласована лишь каждая третья заявка контролёров, что позволило предупредить незаконные проверки более 84 тысяч хозяйствующих субъектов. При этом количество предложений о согласовании внеплановых мероприятий увеличилось почти на треть, что в первую очередь вызвано возросшим в 2,5 раза числом индикаторов риска – со 187 до 468. С этим мы оперативно разобрались, и те из них, которые были установлены в регионах произвольно, по моему поручению уже отменены, а остальные скорректированы в защиту прав проверяемых.
Введённый Правительством в 2022 году запрет на определённые виды проверок, считаю, убедительно продемонстрировал, что общественная безопасность, качество товаров услуг, особенно в сферах с низким риском, вполне могут быть обеспечены и без постоянного взаимодействия контролирующих органов с бизнесом. И данная, в целом позитивная практика стала для нас весомым поводом для инициирования поддержанных Вами, Владимир Владимирович, предложений о законодательном закреплении ограничений на проверки после отмены моратория. Соответствующие положения включены в закон о госконтроле.
Так, в качестве основания для проведения внеплановых контрольных мероприятий предусмотрен непосредственный характер угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям и тяжесть его негативных последствий. Значительно расширена возможность применения профилактических визитов в качестве альтернативы плановым контрольным мероприятиям. При этом результаты таких визитов могут учитываться и при категорировании объектов.
Существенно повышена роль прокурорского фильтра контрольно-надзорной деятельности. Механизм согласования с прокурором расширен на внеплановые документарные проверки и контроль за исполнением ранее выданных предписаний как поводов для визита проверяющих предпринимателю.
Внедрён институт заключения соглашения между уполномоченным органом и хозяйствующим субъектом о надлежащем устранении выявленных нарушений. В целях повышения прозрачности и исключения коррупционных рисков эта процедура предусматривает согласование с прокурором.
В настоящее время для полноценной реализации данных законодательных новелл с нашим непосредственным участием происходит подготовка уполномоченными органами необходимых подзаконных актов.
Мы, безусловно, Владимир Владимирович, и впредь будем принимать все необходимые меры для формирования благоприятного делового климата, обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и общества.
ПУТИН
Надеюсь, что эта работа будет продолжаться, это что касается контрольно-надзорной деятельности. Она должна быть на высоком уровне, должна осуществляться с помощью современных технических средств, об этом тоже говорили, должна защищать общество, государство, граждан от всего, что называется недобросовестностью и со стороны государства, со стороны любых, в том числе коммерческих структур, но не должна ограничивать свободу, не должна быть забюрократизированной и мешать развитию.
Мы по этому пути стараемся идти на протяжении уже многих лет. Надеюсь, так и сохраним этот вектор развития этого вида деятельности.