Наш репортаж из городского детского сурдологического центра. Специалисты напоминают – патологии слуха можно полностью компенсировать, если их своевременно выявить.
Пятилетний Егор сидит за столиком и внимательно слушает, что происходит у него за спиной. Когда мальчик слышит звук, он бросает в желтое пластиковое ведерко мягкие разноцветные шарики. Игра закончится, когда ведерко наполнится. Дефектолог Оксана Данилова бьет в барабан, гремит погремушкой и маракасами, шуршит разнокалиберными крупами в пластиковых контейнерах, а сурдопедагог Наталья Барнет наблюдает за реакцией Егора на звуки разной частоты и громкости. Этот тест – часть обследования, которое мальчик проходит каждые три месяца в городском детском сурдологическом центре, у Егора – нарушение слуха с левой стороны 3-4 степени. Его мама Ирина Кустова объясняет: это значит, что ребенок левым ухом практически не слышит, различает лишь очень громкие звуки, такие как рев самолетного двигателя.
«Обнаружили мы это полтора года назад, совершенно случайно и внезапно. Я начала рассказывать ему сказку, он лежал на правом ухе, на подушке, и мне говорит: «Мам, ты мне почему сказку не рассказываешь?» Я очень удивилась, начала его пытать, и, действительно, оказалось, что он не слышит».
Ирина вспоминает – Кустовы сразу же обратились в частный медцентр, где Егора обследовали и подтвердили нарушение слуха, уверив, что лечения нет. Ирина начала искать специалистов, писала письма в научно-исследовательские институты Москвы и Санкт-Петербурга.
«Буквально в этот же день получила ответ, что в нашем городе есть сурдологический центр, в котором работает прекрасный специалист – Крейсман Мария Вячеславовна, у нее есть команда, и нам не обязательно куда-то ехать, можно обратиться к ней».
Егор очень быстро попал на прием в городской сурдологический центр, успешно прошел курс терапии, но положительная динамика, к сожалению, не закрепилась. «Скорее всего, из-за того, что не вовремя [заметили], – объясняет Ирина. – [Сейчас] контролируем слух с правой стороны. Пока все в норме, Егор живет полноценной жизнью. Если [слух] начнет и справа ухудшаться, придется надеть слуховой аппарат».
Мария Крейсман – заведующая детским городским сурдологическим центром и главный сурдолог Новосибирской области рассказывает, что в год в нашем регионе сейчас выявляют около 300 детей с нарушением слуха. «В период с 2009 по 2019 год выявляли почти в два раза меньше. Внедряя новые технологии по выявлению тугоухости у детей, мы получаем такие цифры. Практически каждый четвертый [выявленный] ребенок – в возрасте до года. Таким маленьким мы можем полностью провести всю диагностику и поставить [диагноз] нарушение слуха, каким бы оно не было, начиная с самой первой, самой легкой степени, и заканчивая глухотой».
Заведующая центром показывает комнату с кушеткой – «спальню». Жалюзи на окне закрыты, створка окна приоткрыта на проветривание – в полумраке на свежем воздухе пациенты крепче спят. Здесь тестируют совсем маленьких детей в возрасте не старше 3-4 месяцев, во сне, с помощью специального прибора. Детям постарше объективную проверку слуха в соседнем кабинете проводит медсестра Нина Соколова. Обследование похоже на игру. По экрану прибора, пока идет тестирование, мчит мультяшная гоночная машинка.
«С большенькими детьми я уже договариваюсь – говорю, что уточка песенку пропоет, смотрю – какой у ребенка размер слухового прохода, подбирают насадку по размеру и вставляю зонд в ушко. Ребенок слушает [звук]. Аппарат, если слух хороший, пишет зеленым – прошел. Значит звук проходит вглубь уха».
Тест-пилот, тоже в виде игры, позволяет сделать аудиограмму – определить разборчивость речи на разной громкости. В наушниках звучат названия предметов, ребенок показывает на картинке то, что слышит.
Мария Крейсман вспоминает – до 2019 года на учет к сурдологу вставали, в основном, дети старше 1,5-2 лет. С 2008 года в Новосибирской области внедряют аудиологический скрининг в роддомах, и сейчас обследуют не менее 98% новорожденных. При подозрении на нарушение слуха ребенка сразу направляют в сурдологический центр, где проводят полную диагностику. Чаще, благодаря современному оборудованию, сурдологи стали выявлять нарушения 1-2 степени.
«Раньше слабую потерю слуха [практически]не диагностировали. Родителям она не совсем понятна – ребенок ведь реагирует на все звуки, кроме очень тихих. У маленького ребенка, который не говорит, дифференцировать это трудно. Раньше такие дети [к врачам] не обращались».
Всего на учете сурдолога в Новосибирской области состоят более 1500 детей. Детских сурдологических центров два: пациентов из районов наблюдают в областной больнице, новосибирских – здесь, в городском центре. Городскому центру уже 40 лет. Начинался он с одного кабинета, теперь занимает крыло на третьем этаже поликлиники № 7. В штате – три сурдолога, два дефектолога и две медсестры. Специалисты не просто проводят диагностику, подбирают при необходимости слуховой аппарат или направляют на кохлеарную имплантацию. Педагоги-дефектологи регулярно занимаются со слабослышащими детьми и после операции или слухопротезирования, помогая им адаптироваться.
«Патология слуха – одна из немногих, которые можно компенсировать полностью, – подчеркивает Мария Крейсман. – Если мы своевременно выявили ее, своевременно компенсировали слуховыми аппаратами либо кохлеарными имплантами, при должных занятиях ребенок совершенно уходит в норму. Это значит, у него будет обычный детский сад, обычная школа, обычный университет, работа. Такие дети ограничений практически не испытывают».
Основное направление современных сурдологических центров – своевременное выявление проблем со слухом. Главный сурдолог региона советует, на что родителям обратить внимание, чтобы не пропустить патологию: «После болезни, травмы, приема ряда лекарственных препаратов необходимо следить, не изменилась ли у ребенка реакция на звуки, сразу ли он реагирует.
Важно следить за речевым развитием. Если ребенок в год-два плохо говорит, не нужно ждать, нужно проверить слух. Первое, что нужно исключить – нарушение слуха.
Обращайте внимание – как ориентируется в пространстве. Если педагоги в саду или в школе говорят, что ребенок рассеянный и не обращает внимания на образовательный процесс, тоже нужно проверить слух».
Пресс-релиз Министерства здравоохранения Новосибирской области