В профсоюзе назвали дискриминацией попытку введения принудительной отработки только для выпускников медицинских вузов, так как кадровый дефицит затрагивает и другие сферы, сообщает телеграм-канал «Медицинская Россия».
«Решение вопроса кадрового дефицита требует системного подхода: дополнительное материальное поощрение, социальная поддержка, организация переезда, предоставление служебного жилья, обеспечение детей местами в детсадах, а других членов семьи – рабочими местами, и другие условия», — отметила профсоюзная организация, направив соответствующее письмо в Госдуму.
В профсоюзе считают, что в настоящее время направление на целевое обучение частично решает вопрос кадрового обеспечения медицинских организаций.
«Но этот вопрос также требует изменения подходов в его реализации, поскольку участились случаи возврата затраченных бюджетных средств в связи с тем, что выпускник высшего учебного заведения при трудоустройстве в медицинскую организацию сталкивается с не разрешаемыми проблемами, прежде всего связанными с решением бытовых и связанных с ними условий», — добавили в профсоюзе.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Акушер-гинеколог Диана Юмакаева — о попытках манипулировать понятием «призвание», чтобы оправдать дискриминационную практику принудительного распределения врачей:
— Возникает вопрос: в чем тогда останется «козырь» бюджетного обучения? Сужу по себе, я училась на бюджетной основе, приложив кучу усилий для того, чтоб достойно сдать ЕГЭ, получить хорошие баллы. «Целевое» я не рассматривала, поскольку хотела быть свободна в выборе дальнейшего пути после 6 курса.
Я выбрала продолжить обучение в ординатуре по акушерству и гинекологии в Военно-Медицинской академии им. С.М. Кирова. Это решение сформировало мой взгляд на медицину в целом и меня как специалиста в частности.
Была бы я так мотивирована поступить на «бюджет», зная, что мне придется после обучения работать по распределению, вероятно, где-то в ЦРБ или небольшой городской больнице? Не уверена. Проще тогда, не прикладывая особенных усилий, «со средними» баллами, брать целевое, заранее смиряясь с перспективой.
К тому же, как обязательная отработка отразится на качестве медицинской помощи? Готов ли вчерашний выпускник медвуза встретиться один на один с неординарными, экстренными ситуациями, возникающими что на амбулаторном приеме, что в стационаре? Хватит ли ему сноровки, чтобы в условиях жуткого дефицита и неукомплектованности рабочего места (давайте не будем скрывать, что во многих субъектах РФ именно так и обстоят дела), оказать помощь в должном объеме? Не приведет ли это к тотальному выгоранию в короткое время и еще большему оттоку людей из профессии?
На мой взгляд, на периферии нужны «тертые калачи», закаленные практикой и академическими знаниями специалисты. И они у нас есть. Я вижу огромное количество врачей 30-40-50 лет с горящими глазами, находящихся в вечном поиске новых знаний и решений, глубоко преданных медицине.
Другое дело, что они выбирают для работы и жизни мегаполисы, такие как Москву и Санкт-Петербург, и частную медицину, за что нельзя их винить. Пора отказаться от убеждений, что врач – это призвание. Подобные «розовые рюши» – средство манипуляции, навязывание образа мыслей, что врач должен много трудиться за небольшую мзду. Врач – это профессия, которая должна хорошо оплачиваться. И точка.
Наверняка, меня обвинят в наивности и утопических взглядах, если я предложу обеспечить уровень заработной платы медикам в регионах такой же, как в столице. Но, может быть, развитие телемедицинских технологий и большей доступности для онлайн-консультирования позволит жителям регионов получать качественную медицинскую помощь.
Возможно, кратковременные командировки специалистов широкого и узкого профилей в различные регионы страны частично могли бы решить вопрос. Естественно, они должны быть лишь на добровольной основе и отдельно оплачиваться.
Мне искренне жаль нынешних одиннадцатиклассников, которые выбрали для себя врачебную профессию, и студентов медицинских вузов, поскольку наш труд и так сопряжен с огромным грузом ответственности, а нововведения касательно обязательной отработки после окончания медуниверситета не радуют.