Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Газета: здравоохранение в регионах

РЕЗОНАНС: Счетная палата России сообщила о «недостаточной эффективности расходования средств ОМС»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Фото: rtek24.ru
Фото: rtek24.ru

Средства обязательного медицинского страхования (ОМС) являются ключевым источником финансового обеспечения в сфере здравоохранения и в основном направляются медицинским организациям на оплату оказанной медицинской помощи, сообщила исполняющая обязанности председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова. Вот тезисы ее доклада.

🔶 Эффективность их использования оценивается по достигнутым результатам оказания медицинских услуг и экономности затрат. Счетная палата совместно с контрольно-счетными органами 20 регионов проанализировала, как медорганизации расходовали средства ОМС в 2021-2023 гг. Анализ выявил существенные диспропорции в структуре указанных затрат, а также признаки неэффективного использования выделяемых средств по различным направлениям деятельности медорганизаций.

🔶 За период с 2021 по 2022 год в медорганизации поступило 5,2 трлн рублей средств ОМС, в 2023 году предусмотрено финансирование в размере 2,7 трлн рублей, что на 118,3 млрд рублей превышает поступление 2021 года. При этом количество медорганизаций, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, с 2021 года сократилось на 279 единиц и составило на 1 октября 2023 года 8 921 единицу.

🔶 В структуре расходов медицинских организаций, осуществляемых за счет средств ОМС, основную долю (64,2 %) в среднем занимают затраты на оплату труда. На лекарственное обеспечение приходится 16,6% затрат, на оплату прочих работ и услуг – 9,2 %. При этом, как показал проведенный анализ, в зависимости от региона и типа медорганизации структура расходов может существенно различаться, что не всегда обусловлено объективными факторами, такими как географическое положение или плотность населения.

Так, расхождения по оплате труда варьируются от 78,4 % в Чукотском автономном округе до 52,7 % в Чеченской Республике, по оплате работ и услуг – от 15,3 % в Кировской области до 4,8 % в Астраханской области.

🔶 Выборочный анализ затрат медорганизаций на лекобеспечение выявил дифференциацию расходов на приобретение медикаментов между регионами. Так, в 2022 году медорганизации в среднем тратили на один случай госпитализации 14,7 тыс. рублей. При этом в большинстве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стоимость лекарственных препаратов была в 1,5 раза выше.

В то же время в ряде сопоставимых субъектов РФ расходы на приобретение лекарств существенно различались (например, в Республике Карелия – 21,8 тыс. руб. на один случай лечения, в Мурманской области – 13 тыс. руб.).

🔶 Анализ использования зданий медицинскими учреждениями по отношению к численности застрахованных граждан показал значительную дифференциацию по количеству площадей как по Российской Федерации в целом, так и между сопоставимыми субъектами РФ. Так, в Магаданской области на одного жителя приходилось 1,53 кв. м, а в Мурманской области – 0,86 кв. м.

В регионах с высокими показателями соотношения площади зданий медорганизаций к застрахованным лицам доля расходов на их содержание также выше, что свидетельствует о наличии резервов по повышению эффективности использования средств ОМС.

🔶 Дисбаланс отмечается и в штатной структуре медицинских организаций. Так, средняя доля административно-управленческого персонала в государственных медорганизациях отдельных регионов в 2022 году превышала 40 % при том, что доля врачей составляла всего 11,1 %.

По мнению Счетной палаты, значительное количество персонала, не связанного с оказанием медпомощи гражданам, свидетельствует о наличии избыточных административных функций, а также о возможностях оптимизации расходов медорганизаций за счет централизации однотипных процедур на уровне региона.

🔶 О недостаточной эффективности расходования средств ОМС также свидетельствуют результаты анализа использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС на приобретение медоборудования. Так, в 2021-2022 гг. фактическое исполнение указанных расходов не превышало 62 % предусмотренного финансирования. При этом отдельным медицинским организациям доводилось от 50 до 100 % объема выделенных средств.

Таким образом, несоблюдение принципа экономности в условиях непрозрачности принимаемых решений по распределению средств НСЗ создает вероятность предоставления преференций отдельным медицинским организациям.

🔶 Недостаточная эффективность расходования средств ОМС является одним из факторов, влияющих на рост просроченной кредиторской задолженности государственных медорганизаций, участвующих в ОМС. С 2021 по 2022 год она увеличилась на 16,4 % и составила 15,4 млрд рублей, что превышает темп роста субвенций на ОМС за аналогичный период на 8,3 процентных пункта. В то же время в отдельных регионах наблюдается значительный объем остатков неиспользованных средств субвенции на ОМС.

🔶 Результаты анализа также свидетельствуют о снижении уровня финансовой дисциплины в медицинских организациях в период 2021-2022 годов в связи с ростом нецелевого использования средств (на 22,7 %, или 2,9 млрд рублей), установленного по результатам проверок, проведенных терфондами ОМС. При этом проведение анализа причин нарушений и выработка предложений, направленных на повышение эффективности использования средств ОМС, нормативными правовыми актами не предусмотрены.

🔶 По мнению Счетной палаты, изменение подходов терфондов ОМС к проводимым проверкам финансово-хозяйственной деятельности медорганизаций, направленное на повышение эффективности их расходов, позволит укрепить финансовую дисциплину и повысить экономность использования средств ОМС.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА: «В медицинских организациях наблюдается рост нецелевого использования средств», — из отчета о проведенном аудите



Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ