Как пишут многие СМИ и соцсети, возбуждение уголовного дела против руководителя Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области Татьяны Титяевой стало не просто юридическим событием, а медийно-политическим триггером, способным нанести удар по общественному доверию к региональной власти.
Суть обвинений выглядит предельно чувствительно: руководитель учреждения в течение четырёх лет издавала приказы о начислении самой себе премий — без необходимых полномочий и правовых оснований. Сумма присвоенного превысила 875 тысяч рублей, что квалифицировано по ч. 3 ст. 160 УК РФ как присвоение с использованием служебного положения. Проблема не только в цифрах — а в восприятии обществом самого механизма: система, финансируемая из бюджетных источников и отвечающая за одну из ключевых сфер — здравоохранение, оказалась уязвимой для элементарного злоупотребления.
«Ситуация выглядит особенно цинично на фоне строгого контроля со стороны ТФОМС за расходованием средств ОМС медицинскими учреждениями. В данном случае имеет место явное двойное стандарты в подходе к использованию бюджетных средств, — пишет в своем «Дзене» медицинский юрист Алексей Панов. — Источником премий действительно являлись средства самого фонда ОМС. Это могло привести к сокращению выплат другим сотрудникам или недостаточному финансированию медицинских учреждений региона».
Хотя расследование ведётся в отношении конкретного должностного лица, фон, в котором развивается ситуация, создаёт риски для имиджа всей региональной власти, особенно в условиях повышенного общественного запроса на антикоррупционную прозрачность.
При этом следственные действия начались не по линии внутреннего контроля, а по результатам проверки прокуратуры, что также может трактоваться как недостаточная эффективность системы саморегулирования в органах исполнительной власти, особенно с учётом того, что в информационном поле уже звучат упрёки в адрес системы кадрового подбора и контроля. Несмотря на то, что прямой ответственности главы региона за действия отдельного чиновника нет, политическая логика такова, что именно высшее руководство субъекта несёт имиджевые издержки за провалы в подведомственных структурах, особенно в социально чувствительных сферах.
Если в краткосрочной перспективе не будет предпринято превентивных шагов — от кадровых решений до выстраивания новой системы контроля в соцблоке — ситуация может получить продолжение в виде накопления негативного фона к началу электорального цикла 2025 года, в том числе на уровне муниципалитетов.
Для сохранения устойчивости и доверия потребуется не столько отстранение виновного, сколько выстраивание более глубокой архитектуры ответственности — включая антикоррупционные фильтры, прозрачность премиальных выплат и регулярный аудит внутри системы.
«Согласно организационной структуре, утвержденной законодательством, премирование руководителя территориального фонда ОМС действительно находится в компетенции правительства Амурской области. Самостоятельное установление выплат руководителем является грубым нарушением подчиненности и регламента распределения материальных средств», — заключает Панов.
Между тем, доподлинно известно, что фигурантка уголовного дела Татьяна Титяева пришла в Территориальный фонд ОМС с поста заместителя министра финансов Амурской области, проработав в региональном минфине без малого 20 лет.
К слову, внутренние имиджевые риски для региональных властей чаще всего формируются не из громких политических скандалов, а из локальных управленческих сбоев, которые затрагивают волнующие общество сферы, — здравоохранение, соцзащиту, образование. Именно такие эпизоды, при внешней незначительности, могут подрывать доверие к системе в целом, особенно если они касаются бюджетных средств и персональной выгоды чиновников.