В Сеченовском Университете стартовала приемная кампания на 2024-2025-й учебный год, которая обещает стать одной из самых массовых – популярность медицинского образования в России растет, а учиться в первом медицинском – мечта большинства будущих врачей. Как Сеченовскому Университету удается обеспечивать высокое качество подготовки специалистов в условиях постоянно растущих запросов со стороны государства и общества, каждому ли врачу нужно становиться исследователем, где ждут выпускников Первого МГМУ и смогут ли его мединженеры конкурировать с выпускниками технических вузов? Об этом и многом другом пресс-служба Сеченовского Университета поговорила с проректором по учебной работе Татьяной Литвиновой.
— Татьяна Михайловна, почему сегодня так много говорят о трансформации медицинского образования? Прежняя модель подготовки врачей уже не актуальна?
— Сегодня пересматривается не просто образовательная модель, а в целом меняется парадигма и роль врача в будущей системе здравоохранения. 10-20 лет назад Первый МГМУ был отраслевым университетом, который готовил медицинские кадры. В те годы это было актуально, сейчас общество предъявляет к медицинским университетам другой запрос – на подготовку врачей-исследователей, которые смогут не просто применять полученные знания на практике, но и участвовать в их совершенствовании, создавать новые технологии диагностики и лечения, внедрять эти знания в практику. Они должны уметь пользоваться современными технологиями и постоянно совершенствовать свои знания.
Время внедрения новых технологий в медицине стремительно сокращается. Еще несколько лет назад мы не знали, что такое цифровой двойник почки, сегодня передовые технологии цифрового моделирования позволяют нашим урологам готовиться к операциям, а завтра использование программ на базе искусственного интеллекта станет рутинной практикой.
Как ведущий медицинский университет, мы разработали новую модель подготовки специалистов, которая сможет опережать запросы экономики и общества. В ее основе лежит практико-ориентированный подход и развитие у обучающихся исследовательских и надпрофессиональных компетенций.
В 2015 году наш Университет, благодаря усилиям ректора Петра Витальевича, стал участником федерального проекта 5-100 — единственный из медицинских вузов России. Участие в этом проекте позволило нам сформировать мощную научно-исследовательскую базу и запустить трансформацию Университета в исследовательский медицинский университет мирового уровня.
У нас построен Научно-технологический парк биомедицины, открыты десятки лабораторий и запущены фундаментальные научные исследования, в которых могут участвовать наши обучающиеся. Закуплено современное оборудование, построен симуляционный центр. Ежегодно в развитие НИОКР Университет инвестирует более 1 млрд рублей.
ТАЛАНТЫ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
— Изменилась и система довузовской подготовки и профилизации. Теперь этот процесс начинается со школьной скамьи. Мы открыли ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий, где учатся школьники с 8 класса.
При поддержке местных властей начали открывать в регионах медицинские и инженерные классы. Активно используем в профилизации базу самого Университета: мы проводим Дни открытых дверей, на которые съезжаются школьники со всей России, участвуем в проекте университетских суббот, предоставляя возможность старшеклассникам прийти к нам на кафедры, пообщаться с педагогами и учеными, потренироваться на медицинских тренажерах в симуляционном центре. Желающих очень много – каждую субботу у нас на разных площадках собирается до 500 школьников.
То есть мы не просто рассказываем школьникам о специальностях, которые они могут получить в нашем Университете, а предлагаем им попробовать себя в роли врача, врача исследователя, медицинского инженера. Что называется, потрогать руками. Это дает ребятам уникальную возможность выбрать профессию осознанно. А значит, в медицине будущего будет больше тех, для кого лечить людей и заниматься исследованиями – призвание.
— Включить в исследовательскую повестку 26 тысяч обучающихся – нетривиальная задача. Каким образом Сеченовский Университет это реализует?
— Этот путь тернист. Два года назад мы вошли в пилотный проект, в рамках которого разработали новую образовательную программу для студентов, которые учатся по направлениям «Лечебное дело», «Медицина будущего», «Стоматология» и «Фармация». Различные модули этой программы включают в себя надпрофессиональные навыки и научно-исследовательские компетенции.
На первом курсе ребята изучают модули «Наука о жизни» и «Исследования и инновации». Это дает им базовое понимание, что такое научная деятельность и исследовательский подход к образованию и будущей профессии. Поиск литературы по выбранному вопросу, работа со статистикой и медицинскими базами данных, правила подготовки научных публикаций. Чем исследования отличаются от инноваций, как работает ученый, что такое исследовательская повестка университета – самые азы, без которых невозможно движение вперед.
На последующих курсах студенты глубже погружаются в профессиональную науку. Пишут первые научные статьи, создают и публично защищают первые исследовательские проекты, в том числе командные. На этом этапе ребята уже понимают, интересно ли им заниматься исследовательской деятельностью, и продумывают свою образовательную траекторию. Тем, кто заинтересовался наукой, мы предоставляем возможность уже во время обучения войти в исследовательские команды под руководством опытных ученых.
По окончании обучения они смогут поступить к нам в аспирантуру и заняться собственными исследовательскими проектами.
«В КАЖДОЙ БОЛЬНИЦЕ БУДЕТ СВОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНЖЕНЕР»
— В прошлом году наш Университет начал готовить медицинских инженеров. С обывательской точки зрения – если человек хочет стать инженером, он поступит в инженерный вуз. В чем ноу-хау нашей специальности и будут ли наши выпускники конкурентоспособны?
— Открытие новой специальности – это, по сути, маркетинговая стратегия. Мы внедряем на рынок новый продукт, и наш продукт – это подготовленный специалист.
Потребность в медицинских инженерах сегодня крайне высока. Рынку нужны специалисты, способные квалифицированно обслуживать как зарубежную медицинскую технику, так и российскую, разработанную в рамках программ импортозамещения. Нужны специалисты по новым технологиям и материалам для разработки новых образцов оборудования на стыке медицины и инженерии.
Первый прием на специальность «Медицинский инженер», которую мы открыли в рамках направления «Электронная оптика и технологии», был целевым – его выпускников ждут на работу в учреждения и организации Департамента здравоохранения города Москвы. Поэтому программу подготовки медицинских инженеров мы разработали совместно с московским ГАУ «Гормедтехника».
Что касается качества подготовки – у Сеченовского Университета сильный кадровый потенциал и хорошая материально-техническая база, в том числе по инженерному профилю. Отдельные практические и теоретические навыки наши обучающиеся будут получать на базе ведущего технического университета страны – МГТУ имени Н.Э. Баумана, с которым мы заключили договор.
Причем это касается как высшего образования – медицинский инженер, и так и среднего специального – медицинский техник.
ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА: ОТ ВНУТРЕННЕЙ К ВНЕШНЕЙ
— В современном мире востребованы специалисты с качественной подготовкой. Как в Сеченовском Университете организована экспертиза качества образования?
– В нашем Университете действует многоуровневая система контроля качества образования. Первый уровень – это внутренняя аттестация обучающихся сотрудниками их кафедр. Далее идет сдача экзамена или квалификационной работы для получения документа об образовании.
На этом этапе в оценочные комиссии входят уже представители работодателей, которых мы привлекаем также к экспертизе самих образовательных программ. Например, программы по фармации отдаем крупным промышленным предприятиям, по медикопрофилактическому делу – Роспотребнадзору, по лечебному делу и стоматологии – крупным заказчикам и департаментам.
После получения документа об образовании наши выпускники проходят первичную аккредитацию. Это трехэтапный экзамен на допуск к профессиональной деятельности. В него входит сдача теории, практики и решение кейсовых задач от работодателей.
Через такой жесткий фильтр могут пройти только выпускники с высокой профессиональной подготовкой.
Но это еще не все. В настоящее время мы совместно с Медицинской лигой России разрабатываем уникальную методику экспертизы самих оценочных средств с привлечением внешних экспертов-практиков. Как правило, это представители организаций-работодателей. Мы хотим, чтобы они участвовали не только в приеме экзаменов, но и в разработке самих критериев оценки. Это позволит максимально приблизить знания и практические навыки наших выпускников к реальным запросам экономики и общества.
— Выпускник Сеченовского Университета – по-прежнему тот, за кого борются рекрутеры?
— Безусловно. Выпускники Сеченовского Университета сразу готовы включиться в профессиональную деятельность. У них короче период адаптации, с ним легче работать тьюторамнаставникам, которые подхватывают начинающих специалистов на первых порах.
По данным независимых рекрутинговых ресурсов, оценивающих востребованность выпускников медицинских вузов, по максимальному количеству медицинских специальностей Первый МГМУ — безусловный лидер. Иногда по каким-то отдельным направлениям мы можем быть вторыми, но зачастую это просто погрешность в расчетах. Работодатели как раньше, так и сейчас хотят видеть именно наших выпускников.