Об этом в ходе круглого стола на тему «Дайджест законодательства для предпринимателей», организованного аппаратом Уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей, напомнила заместитель экспертно-правовой службы бизнес-омбудсмена Наталья Рябова.
Еще в марте этого года Минэкономразвития разъяснило особенности применения норм постановления Правительства от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (письмо от 27.03.2024 № Д24и-9260), сообщила Рябова.
Исходя из указанного документа, условия, в соответствии с которыми в 2024 году внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться в исключительных случаях и по конкретным фактам грубого нарушения прав и законных интересов граждан, распространяются на ситуации, когда контрольный орган получает сведения о нарушении обязательных требований от граждан и общественных объединений.
Проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не допускается, если жалоба гражданина содержит сведения о нарушении обязательных требований, которые не повлекли ущерба или иным образом не нарушили права заявителя, пояснила Рябова.
Помимо этого, Минэкономразвития еще раз напомнило, что специальный профилактический визит контрольным (надзорным) мероприятием не является. Если по итогам проведения специального профилактического визита были выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
При этом привлечение к административной ответственности контролируемых лиц не допускается.
К слову, отказ (воспрепятствование) контролируемого лица от проведения специального профилактического визита образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.4 КоАП РФ.