Напомним, в Минздраве РФ подготовили новые правки в законопроект о трехлетней принудительной отработке врачей. Как следует из законопроекта, выпускник медвуза должен будет отработать три года в системе ОМС под руководством врача-наставника.
Студентов-бюджетников и ординаторов, прошедших в медицинский ВУЗ на конкурсной основе, теперь обяжут заключать целевые договоры с последующей принудительной трехлетней отработкой «под наставником». При отказе отрабатывать врач обязан будет полностью оплатить стоимость обучения и доплатить сверху двукратный штраф.
Зампред комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный считает, что это негативной отразится на отношении выпускников медвузов к профессии.
Его слова цитирует издание NEWS.ру:
«Мера Минздрава очень неоднозначная. Если говорить о целевиках, то для них вполне оправдано повышение штрафов до двукратной стоимости обучения. Для остальных это способ отстранения от профессии. Он, кстати, в советское время тоже временно использовался, но был признан нецелесообразным. Очень спорный метод. Я бы от него отказался».
А вот как он комментирует новации Минздрава в своем паблике ВКонтакте:
— Первоначально планировалось, что все выпускники государственных медицинских образовательных организаций (включая платников!) должны будут отработать в государственной системе 2-3 года. Иначе штраф в размере двух стоимостей обучения.
Теперь предполагается, что допуск к практической деятельности в виде аккредитации будет доступен только тем медикам-бюджетникам, кто отработал 3 года в государственной системе здравоохранения.
Штрафы предлагается оставить только для выпускников-целевиков, которые изначально, при поступлении соглашались на условия целевого договора.
Надо отметить, что фактический запрет на работу по профессии для тех, кто отказался от обязательной отработки, еще в советский период был признан ошибочной мерой.
Лучшим вариантом решения кадровой проблемы в государственных учреждениях здравоохранения было бы реальное повышение заработных плат, выравнивание их между регионами и реализация программ, направленных на решение жилищного вопроса.
Но, похоже, денег на такое стимулирование нет, а проблема, несмотря на бодрые заявления Минздрава РФ о прогрессивном сокращении дефицита кадров, только обостряется.
Возвращение к «советской практике» разного рода принудительной отработки-распределения в условиях капиталистического строя не очень соотносится с его сутью.
Новый вариант закона, как и предыдущий не решит проблему дефицита кадров в отдаленных районах и местностях.
На сегодня я сторонник реализации отдельной программы для молодых специалистов, которая создаст для них стабильные финансовые и бытовые основы, как временной меры, пока нет денег на реализацию полноценной реформы.
Практика «затыкания дыр» молодыми специалистами через квази-принудительные механизмы не решит вопрос оказания государственной системой здравоохранения качественной медицинской помощи.