Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Газета: здравоохранение в регионах

ПРОФСОЮЗ ДЕЙСТВИЕ: «Получателей спецвыплат — менее половины всех медработников страны», — Андрей Коновал с рассказом о ходе заседания Российской трёхсторонней комиссии

СОЦСЕТИ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 5,00
Загрузка...
Фото: ВКонтакте
Фото: ВКонтакте

На днях прошло заседание Рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения Российской трехсторонней комиссии (РТК). Среди вопросов рассматривался и проект поправок в постановление Правительства РФ № 2568 о специальных социальных выплатах медикам. Предлагаем вашему вниманию рассказ по этой теме участника встречи — сопредседателя межрегионального профсоюза медицинских работников «Действие» Андрея Коновала:

— Я участвовал в заседании в качестве эксперта от Конфедерации труда России (КТР), поскольку в повестке были вопросы, касающиеся интересов медицинских работников, а значит, и профсоюза «Действие».

В заседании принимали участие представители Минтруда, Минздрава и других министерств социальной сферы (от правительства), представители объединений работодателей, представители профсоюзных объединений — ФНПР и КТР. Представители правительства были докладчиками.

О проекте новых поправок в постановление № 2568 уже сообщалось в СМИ. Напомню, что им расширяется круг получателей выплат за счет медперсонала некоторых учреждений Федерального медико-биологического агентства России. Согласно пояснительной записке, это около 9,5 тыс. медработников в 2024 году. При этом общее количество получателей спецвыплат по итогам 2023 года составило около 972 тыс. человек, то есть менее половины всех медиков страны.

В ходе обсуждения я напомнил, что профсоюзом «Действие» дважды направлялись предложения в Правительство, Минтруд и Минздрав о необходимости расширения круга получателей ​за счет таких категорий как:

  • медработники стационаров межрайонных больниц (наравне с медперсоналом районных и центральных районных больниц);
  • фельдшеры-лаборанты и лаборанты, участвующие в проведении прижизненных гистологических и цитологических исследований;
  • медработники, направляемые на временную работу в военкоматы;
  • водители автомобилей СМП.

Но правительство переадресовало эти предложения в Минздрав, а тот отписался, что может только разъяснять, а не менять постановление правительства.

На это представители правительства заявили, что медосмотры в военкоматах не относятся к лечебной деятельности, а водители скорой помощи – к медицинским работникам. И что по «откомандированным» в военкоматы, может быть, имеет смысл предусмотреть компенсации потерянных спецвыплат через какой-то отдельный механизм.

Про лаборантов вообще умолчали, а про межрайонные больницы сказали, что они в ходе реорганизаций подтягивались к медучреждениям второго уровня, а значит Постановление № 2568 — это не про них. И что нынешний объем поправок согласован с другими ведомствами — Минфином, Минэкономразвития и др.

Я возражал, что межрайонные больницы в большинстве своем расположены в небольших городах и мало чем отличаются по своим функциям от ЦРБ — также испытывают острый дефицит кадров и нехватку средств на достойные зарплаты.

Кроме того, я обратил внимание участников обсуждения, что новая редакция пункта 5 Постановления вопреки декларациям не повышает, а возможно, даже снижает защиту медиков от уменьшения зарплаты.

Напомню, что действующая редакция пункта 5 гласит: «Установить, что уровень оплаты труда медицинских работников с 1 января 2023 г. не может быть ниже уровня оплаты труда в 2022 году с учетом ее индексации и специальной социальной выплаты».

То есть хоть ты (работодатель) тресни, но зарплата работника по итогам 2023 года без суммы ее индексации (если она была) и спецвыплат не должна быть меньше зарплаты за 2022 год. А если меньше, то можно предъявлять юридически обоснованные претензии.

Что мы видим в новой редакции?

Она такова: «Установить, что уровень заработной платы медицинских работников, которым производится специальная социальная выплата, в текущем году не может быть ниже уровня заработной платы предшествующего года с учетом ее повышения в установленном законодательством порядке и условий оплаты труда, установленных трудовым договором».

Что я на этот счет думаю?

  1. «Индексация» заменена «повышением в установленном законом порядке» — это нормально.
  2. Исчезновение из пункта упоминания спецвыплаты — тоже нормально, поскольку она и так не входит в структуру зарплаты, это мера соцподдержки.
  3. Но вот включение сюда «условий оплаты труда, установленных трудовым договором» — открывает окно для легального снижения зарплаты. Как мы знаем, от 30 до 60 процентов зарплаты медработников обычно составляют «плавающие» стимулирующие выплаты и премии. Они зависят не только от эффективности работы самого сотрудника, но и от того, сколько работодатель решил выделить из общих средств учреждения денег на такие выплаты в данном месяце, в данном году. Может выделить и существенно меньше, чем раньше, обосновывая это экономической целесообразностью. И тогда (даже при выполнении всех показателей качества и интенсивности) работник получит снижение зарплаты из-за уменьшения или даже отмены «плавающих» стимулирующих выплат. И все это будет законно, потому что так прописано в трудовом договоре.

И тут мало даже чем поможет новый и в целом неплохой подпункт 5.1: «Медицинским организациям не допускать необоснованного снижения заработной платы медицинским работникам, получающим специальную социальную выплату, за счет отмены, уменьшения размеров установленных надбавок и доплат, а также ухудшения условий назначений премиальных выплат». Условия оставят прежними, а денег на выплаты будут (могут) направлять меньше.

За необходимость обсуждения и корректировки многих формулировок постановления, а также за расширение круга получателей спецвыплат высказалась и секретарь ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ (далее — ПРЗ РФ) Тамара Гончарова. В то же время, она предложила одобрить проект в действующей редакции, а обсуждения и консультации продолжать в текущем режиме.

Несогласие с аргументами представителей министерств о том, что врачи, направляемые на временную работу в военкоматы, не могут быть включены в сферу действия постановления № 2568, высказал и председатель Росуглепрофа, член Центрального штаба ОНФ Иван Мохначук.

С резкой критикой механизма подготовки постановлений правительства (том числе на площадке РТК) выступил зампредседателя ПРЗ РФ Михаил Андрочников. Он заявил, что большинства вопросов не возникало бы, если бы министерства реально обсуждали готовящиеся решения с профсоюзной стороной. И что формат двусторонней комиссии минздрава и профсоюза фактически не работает, мнение профсоюзной стороны не учитывается.

В итоге председательствующая на заседании рабочей группы Галина Меркулова предложила записать в протоколе рекомендацию о необходимости консультаций Правительства с профильными профсоюзами при подготовке решений, касающихся трудовых отношений в здравоохранении.

Сам проект постановления Правительства будет рекомендован к одобрению Российской трехсторонней комиссией в представленной редакции.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ПРОФСОЮЗ «ДЕЙСТВИЕ»: райсуд Башкирии встал на сторону водителя скорой помощи в его споре с работодателем



Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ