Мы уже сообщали, что в Госдуме в первом чтении приняты изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Среди новаций, законопроект предлагает ограничить для врачей электронное и дистанционное обучение. Это вызвало полемику среди работников здравоохранения. Телеграм-канал «Медицинская Россия» цитирует мнение Тины Петровской — терапевта и автора обучающих курсов для врачей:
— Эти резкие заявления, что всем всё запретить, не приводят к повышению уровня медицинской помощи.
Качество медицинского образования необходимо повышать в первую очередь на базовом уровне. Параллельно разбираться с формализмом в очном образовании при получении специализации. Не редко можно услышать от выпускников ординатуры такие комментарии, как «нами никто не занимался, преподаватели заняты своими пациентами», «я в ординатуре ничего не узнала, все знания получала уже после».
Теперь давайте разделим специальности, которых более 100, и большая часть из них не хирургические, а терапевтические, по которым повышение квалификации возможно удаленно. Более того, обучение онлайн позволяет докторам, находящимся в декрете, сохранять свой уровень и выходить на работу без затрат времени.
Также онлайн-образование позволяет докторам без отрыва от работы повышать квалификацию. В условиях кадрового дефицита – это необходимость. А для пациентов – возможность иметь доступную помощь без увеличения времени ожидания из-за обучения докторов.
Я преподаю более 10 лет, из которых 4 года – онлайн. У меня обучаются доктора из крупных городов и поселков, из всех регионов страны. Онлайн-образование позволяет студентам быть постоянно на связи с преподавателем, задавать вопросы по клиническим случаям в чатах и оперативно получать ответы. Онлайн-образование для врача – это также возможность обучаться не только по своей специальности, но прослушивать курсы дополнительно по смежным специальностям в свободное время.
Важнейший момент, который упускается при обсуждении подобных инициатив, это возможность для региональных врачей из глубинок получать качественное образование в крупных городах, что было бы невозможно без онлайн-технологий.
Безусловно, обучение мануальным навыкам и оперативным техникам должно быть очным, но более половины специальностей – не хирургические.