Как известно, с 1 января 2025 года все клиники обяжут оказывать необходимую медицинскую помощь на основе клинических рекомендаций, которые разрабатывались в течение нескольких лет. Таким образом Минздрав РФ хочет привести все медорганизации страны к единому стандарту лечения, независимо от места проживания пациента.
Однако, как мы уже сообщали, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко завила, что это нововведение достаточно серьезно «напрягает» медиков и отчитала чиновников от здравоохранения за недостаточную разъяснительную работу в регионах.
«Когда Минздрав говорит, у нас нет проблем с переходом на новые клинические требования, а врачи все гудят. Так не бывает. Может быть, у вас и нет проблем, но они есть у врачей. Если вы убеждены, что поступаете правильно, то вы должны провести широкую разъяснительную работу, селекторы с регионами, но напряжение нарастает и не реагировать на него нельзя», — сказала Матвиенко, обращаясь к замминистра здравоохранения Олегу Салагай.
По этой же теме в нескольких постах в своем телеграм-канале высказался депутат Госдумы, доктор медицинских наук, экс-министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов:
— Вопрос есть. В прошлом году в это время был продлен до 1 января 2025 года переход клиник к оказанию медицинской помощи на основе обязательных клинических рекомендаций.
Не вызывает сомнения необходимость клинических рекомендаций (КР) как инструмента повышения качества медицинской помощи. Вопрос в другом: удалось ли подготовить отрасль к переходу на такое системное решение?
Вспоминаю свои беседы с Михаилом Перельманом, академиком РАМН, выдающимся врачом. Это было в 2000-х годах, мы в Казани создали образовательный центр высоких медицинских технологий. Перельман часто приезжал к нам в центр. Вечерние беседы с ним на разные темы как уроки жизни. Тогда была популярной тема стандартов. Хорошо помню, как он неоднократно говорил:
«…я бы не хотел, чтобы меня в сложной ситуации лечили по стандартам».
И тут три моих тезиса:
Первое. Переход на обязательные КР шаг системный и требует безупречного отраслевого законодательства. Известен тезис о том, что закон — это не справочник. Считаю, что всё необходимо детально прописать в законодательстве, потому что есть ряд тревожных тенденций.
Например, растет количество уголовных дел против врачей. Как я уже говорил, в прошлом году Госдума одобрила наши поправки о продлении переходного периода для медорганизаций по оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций до 1 января 2025 года. Одна из главных причин была неопределенность статуса КР и риск увеличения уголовных дел в связи с неисполнение последних. Возникает вопрос, как быть с КР дальше? Мне кажется, есть смысл отложить их исполнение на более длительный срок!
Многие отмечают высокий уровень нормативного регулирования системы здравоохранения отраслевыми приказами. Чем отличается закон от приказа? Закон — высший правовой документ, принятый Федеральным собранием. Приказ — документ, регулирующий внутренние правила.
Второе. Ранее оценить потребность в финансовом обеспечении базовой программы ОМС (обязательного медицинского страхования) не представлялось возможным. С принятием КР проблема, кажется, решится: ПГГ формируется на основе КР (ч. 7, ст. 80 N 323-ФЗ «Об основах охраны…»).
Вопрос — в сбалансированности финансового обеспечения и отсутствии скрытого дефицита территориальных программ ОМС. Это — устойчивость системы ОМС (ч. 2, 4 ст. 4 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском…»).
И третье. Ответственные решения требуют идеальных условий. Вызовы времени, связанные с дефицитом кадров, растущими инфляционными ожиданиями — сами по себе требуют усилий для преодоления.
Также Айрат Фаррахов коснулся этой темы в своем комментарии телеграм-каналу «Медицинская Россия»:
— Имея опыт работы начмедом в крупнейшей больнице Республики Татарстан и министром здравоохранения региона, многократно возглавлял консилиумы, когда в сложных случаях приходилось принимать индивидуальные решения.
Формируя принцип обязательности выполнения клинических рекомендаций, необходимо законодательное регулирование всех аспектов, когда это исполнение не является обязательным.
У меня есть ощущение, что имеется недостаток законодательного регулирования системы охраны здоровья и избыточное регулирование отрасли нормативными актами иного характера. В условиях растущих ожиданий граждан Российской Федерации от системы охраны здоровья считаю важным сделать акцент на законодательном регулировании. Это позволит соблюсти баланс между обязательствами и правами тех, кто работает в отрасли.
Переход на оказание медицинской помощи на основе клинических рекомендаций считаю шагом системным, но требующим серьезной подготовки. Прежде всего, подготовки законодательной базы и идеальных условий для перехода.
«Закон не справочник» — известная фраза, но в данной ситуации все должно быть детально прописано. Идеальные условия — устойчивость кадрового обеспечения, ценовая стабильность, детальные расчеты.