Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Журнал о вашем здоровье

ЛАЙФХАК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: массаж младенцам 0-12 месяцев

MATERLIFE
0 коментарий
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...
Фото: medcollege.ru

Рождение малыша – огромная радость в семье! Однако нередко родители не знают, что, как и когда нужно делать, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, сильным.

Уже давно доказана прямая связь между степенью двигательной активности и способностью к восприятию, памятью, развитием речи, логикой мышления и самостоятельностью детей. Причем каждому возрасту соответствует определенный уровень двигательного и психического развития, которое тесно связано с условиями жизни.

Развитие ребенка на 1-м году условно подразделяется на 5 основных этапов:

  • период новорожденности от 0 до 1 мес.,
  • от 1 до 3 мес.,
  • от 3 до 6 мес.,
  • от 6 до 9 мес.,
  • от 9 до12 мес.

На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателем возрастного развития и определяют его последовательный ход.

0‒1 месяц

  1. Сегодня большинство родителей не пеленает малыша, поскольку есть огромный выбор одежды даже для самых маленьких: кофточки, ползунки, комбинезончики и т. п. как для дома, так и для улицы. Но, если вы приверженцы пеленания, не пеленайте малыша туго! Природой в ребенке заложена потребность в движении, и нельзя его лишать этого.
  2. Чаще меняйте положение малыша в кроватке (выкладывайте на живот перед каждым кормлением, берите на руки, поддерживая спинку и голову).
  3. Важными являются частые проветривания комнаты, сон на свежем воздухе и воздушные ванны при комфортной комнатной температуре.
  4. Прогулки начинают с 5–10 минут зимой и 20–25 минут летом, каждый последующий день это время можно удвоить. Минимальное время прогулки на 1-м году жизни должно составлять в сумме не менее 4 часов в день.
  5. Ежедневные купания проводят при температуре 36–37 ºС.

1–3 месяца

С конца первого месяца жизни включается нежное поглаживание пальцев и ладоней, сопровождаемое нежным разговором, улыбкой.

  1. Массаж рук (направление движений от периферии к центру).

С 1,5 месяца добавляются упражнения:

  • разведение рук в стороны, сведение их, как бы обнимая грудную клетку;
  • поочередное поднимание рук вверх, опускание вниз;
  • поглаживания пальцев рук, растяжение складки большого пальца, поглаживание межкостных промежутков тыла кисти.
  1. Массаж ног (направление движений от периферии к центру), поочередное сгибание и разгибание ног.
  2. Массаж живота:
  • по часовой стрелке;
  • поглаживание прямых мышц живота (одна рука от лобка до мечевидного отростка, другая от мечевидного отростка до лобка);
  • косых мышц (от поясницы вперед и вниз до соединения ниже пупка).
  1. Массаж спины (от ягодиц до головы, не трогая позвоночник).
  2. Массаж ягодичных мышц включает, кроме поглаживания, растирание (направление движений: круговое, от центра к периферии).

Массаж любой области в этом возрасте будет проводиться по схеме: поглаживание – растирание – поглаживание.

Некоторые зоны у детей массажу подвергать нельзя:

  • лицо и шею;
  • область подмышек;
  • область молочных желез и всей передней поверхности грудной клетки;
  • внутреннюю поверхность бедра и паховую складку;
  • суставы.
  1. Рефлекторные упражнения для мышц ног:
  • Ползание. В положении ребенка лежа на животе к стопам полусогнутых ножек приставить свои ладони; отталкиваясь от них, малыш совершает попытку ползти.
  • Подтанцовывание. Взяв малыша с обеих сторон за туловище, перевести его в вертикальное положение и сделать так, чтобы стопы коснулись поверхности опоры, он при этом будет пытаться «оттолкнуться» от поверхности.

Это упражнение выполняется только до 9-й недели жизни малыша.

  1. Вызывание зрительного и слухового сосредоточения в положении лежа на спине и животе.

Занятия длятся 5–7 минут.

Каждое упражнение повторяется не более 4 раз.

Время от последнего кормления – не менее 45 минут.

Нельзя проводить занятия непосредственно перед ночным сном.

  1. Воздушные ванны – постепенно увеличивая время нахождения малыша раздетым, начиная с 1 минуты, прибавляя каждый день по 25 секунд, доведя до 15 минут к концу периода. Обязательное условие – проветренное помещение при температуре 20–22 ºС.
  2. Наиболее эффективным считается закаливание водой. Начинаем снижение температуры воды в возрасте полных 4 недель (исходно температура воды 36,0–36,5 ºС) на 1 ºС за 7–10 дней. Таким образом, к концу 2-го месяца вы доведете температуру воды до 33,0–33,5 ºС. Продолжительность купания 10–15 минут.

Закаливающие процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время с постепенным увеличением продолжительности купания и снижением температуры воды.

3–6 месяцев

Массаж проводится в той же последовательности, что и на предыдущем этапе. Кроме поглаживания, можно применять легкое растирание и разминание.

Последовательность приемов: поглаживание – растирание – поглаживание – разминание – поглаживание.

Добавляются упражнения, тренирующие повороты на бок и на живот в обе стороны поочередно.

С 4–5 месяца стимулируют хватание игрушки в различных направлениях, лежа на спине и животе.

С 5-го месяца вводятся упражнения в присаживании малыша с опорой на одну и другую руку поочередно, фиксируя при этом ноги. Длительность процедуры составляет 10–12 минут.

Продолжаются закаливания воздушными ваннами, прогулки на свежем воздухе не менее 4 часов в день.

ВНИМАНИЕ! С возраста 5 месяцев можно окончательно перейти к ношению малыша в вертикальном положении. Посмотрите внимательно, как искривлен позвоночник, таз, верхний плечевой пояс и шея, если вы носите малыша традиционно, когда он сидит на вашей согнутой руке. Это неверно и крайне вредно! Носите детей правильно!

Для этого поверните малыша спиной к себе, обнимая его руками и фиксируя в области тазобедренных суставов и нижней части груди.

6–9 месяцев

Здоровому малышу массаж во втором полугодии делать не обязательно, но если есть необходимость, согласуйте это с врачом. Однако в этот период большее значение имеют активные движения:

  • упражнения для рук;
  • упражнения для ног;
  • повороты активные за игрушкой;
  • присаживания с опорой на руку (попеременно).

В комплекс гимнастики добавляются активные упражнения с помощью и самостоятельные:

  • стимуляция ползания за игрушкой (по-пластунски);
  • вставание на четвереньки;
  • передвижение на руках (поддержка под живот и за ноги, постепенно остается только поддержка за ноги);
  • стимуляция ползания на четвереньках (после самостоятельного вставания в эту позу);
  • приподнимание корпуса на колени из положения лежа на животе при поддержке за разведенные руки.

Продолжительность занятия в этот период до 15 минут.

9–12 месяцев

Обращаем внимание на то, что наша задача учить ребенка не сидеть, а садиться, не стоять, а вставать. Конечно, у каждого ребенка свои особенности роста и развития. Тем не менее, рекомендуется вырабатывать у малыша двигательные навыки в следующем порядке: удержание головы, способность брать и удерживать игрушку в руке, повороты со спины на бок и живот, затем обратно, ползание, вставание на четвереньки, сидение, ползание на четвереньках, вставание, ходьба.

Поэтому после 9 месяцев содержание занятий зависит от достигнутых ранее умений. Если к этому времени малыш самостоятельно ползает на четвереньках, садится и ложится, можно осваивать вставание у опоры, а затем перешагивания.

  1. Присаживания.
  2. Ползание на четвереньках и вставание из этой позы у опоры на колени и стопы.
  3. Вставание из положения лежа на животе при поддержке за разведенные руки.
  4. Наклоны за игрушкой.
  5. Приседания.

В этом возрасте бодрствование должно быть активным, самостоятельным. Занимаясь с ребенком, не делайте за него его работу: не поднимайте, не водите за руки, тем более за одну. Не пользуйтесь «ходунками». Все, что ребенок делает самостоятельно, хорошо, идет ему на пользу. Все, что мы делаем за него – не на пользу, а часто и во вред.

И помните, что неправильное выполнение приемов массажа может вызвать не только неприятные ощущения у ребенка, но и вместо пользы принести вред. Поэтому, прежде чем начинать самостоятельно делать массаж и гимнастику своему малышу, проконсультируйтесь у специалиста и сделайте свои первые шаги в качестве массажиста под его присмотром.

Лариса СКОВЫЧЕВА, кандидат медицинских наук, зав. кафедрой медицинской реабилитации и спортивной медицины Института повышения квалификации специалистов здравоохранения (ИПКСЗ) Минздрава Хабаровского края;

Софья КОЛЕСНИКОВА, кандидат медицинских наук, зав. кафедрой педиатрии и неонатологии ИПКСЗ

Регион: Виргиния
Город:

Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ