Рождение малыша – огромная радость в семье! Однако нередко родители не знают, что, как и когда нужно делать, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, сильным.
Уже давно доказана прямая связь между степенью двигательной активности и способностью к восприятию, памятью, развитием речи, логикой мышления и самостоятельностью детей. Причем каждому возрасту соответствует определенный уровень двигательного и психического развития, которое тесно связано с условиями жизни.
Развитие ребенка на 1-м году условно подразделяется на 5 основных этапов:
- период новорожденности от 0 до 1 мес.,
- от 1 до 3 мес.,
- от 3 до 6 мес.,
- от 6 до 9 мес.,
- от 9 до12 мес.
На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателем возрастного развития и определяют его последовательный ход.
0‒1 месяц
- Сегодня большинство родителей не пеленает малыша, поскольку есть огромный выбор одежды даже для самых маленьких: кофточки, ползунки, комбинезончики и т. п. как для дома, так и для улицы. Но, если вы приверженцы пеленания, не пеленайте малыша туго! Природой в ребенке заложена потребность в движении, и нельзя его лишать этого.
- Чаще меняйте положение малыша в кроватке (выкладывайте на живот перед каждым кормлением, берите на руки, поддерживая спинку и голову).
- Важными являются частые проветривания комнаты, сон на свежем воздухе и воздушные ванны при комфортной комнатной температуре.
- Прогулки начинают с 5–10 минут зимой и 20–25 минут летом, каждый последующий день это время можно удвоить. Минимальное время прогулки на 1-м году жизни должно составлять в сумме не менее 4 часов в день.
- Ежедневные купания проводят при температуре 36–37 ºС.
1–3 месяца
С конца первого месяца жизни включается нежное поглаживание пальцев и ладоней, сопровождаемое нежным разговором, улыбкой.
- Массаж рук (направление движений от периферии к центру).
С 1,5 месяца добавляются упражнения:
- разведение рук в стороны, сведение их, как бы обнимая грудную клетку;
- поочередное поднимание рук вверх, опускание вниз;
- поглаживания пальцев рук, растяжение складки большого пальца, поглаживание межкостных промежутков тыла кисти.
- Массаж ног (направление движений от периферии к центру), поочередное сгибание и разгибание ног.
- Массаж живота:
- по часовой стрелке;
- поглаживание прямых мышц живота (одна рука от лобка до мечевидного отростка, другая от мечевидного отростка до лобка);
- косых мышц (от поясницы вперед и вниз до соединения ниже пупка).
- Массаж спины (от ягодиц до головы, не трогая позвоночник).
- Массаж ягодичных мышц включает, кроме поглаживания, растирание (направление движений: круговое, от центра к периферии).
Массаж любой области в этом возрасте будет проводиться по схеме: поглаживание – растирание – поглаживание.
Некоторые зоны у детей массажу подвергать нельзя:
- лицо и шею;
- область подмышек;
- область молочных желез и всей передней поверхности грудной клетки;
- внутреннюю поверхность бедра и паховую складку;
- суставы.
- Рефлекторные упражнения для мышц ног:
- Ползание. В положении ребенка лежа на животе к стопам полусогнутых ножек приставить свои ладони; отталкиваясь от них, малыш совершает попытку ползти.
- Подтанцовывание. Взяв малыша с обеих сторон за туловище, перевести его в вертикальное положение и сделать так, чтобы стопы коснулись поверхности опоры, он при этом будет пытаться «оттолкнуться» от поверхности.
Это упражнение выполняется только до 9-й недели жизни малыша.
- Вызывание зрительного и слухового сосредоточения в положении лежа на спине и животе.
Занятия длятся 5–7 минут.
Каждое упражнение повторяется не более 4 раз.
Время от последнего кормления – не менее 45 минут.
Нельзя проводить занятия непосредственно перед ночным сном.
- Воздушные ванны – постепенно увеличивая время нахождения малыша раздетым, начиная с 1 минуты, прибавляя каждый день по 25 секунд, доведя до 15 минут к концу периода. Обязательное условие – проветренное помещение при температуре 20–22 ºС.
- Наиболее эффективным считается закаливание водой. Начинаем снижение температуры воды в возрасте полных 4 недель (исходно температура воды 36,0–36,5 ºС) на 1 ºС за 7–10 дней. Таким образом, к концу 2-го месяца вы доведете температуру воды до 33,0–33,5 ºС. Продолжительность купания 10–15 минут.
Закаливающие процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время с постепенным увеличением продолжительности купания и снижением температуры воды.
3–6 месяцев
Массаж проводится в той же последовательности, что и на предыдущем этапе. Кроме поглаживания, можно применять легкое растирание и разминание.
Последовательность приемов: поглаживание – растирание – поглаживание – разминание – поглаживание.
Добавляются упражнения, тренирующие повороты на бок и на живот в обе стороны поочередно.
С 4–5 месяца стимулируют хватание игрушки в различных направлениях, лежа на спине и животе.
С 5-го месяца вводятся упражнения в присаживании малыша с опорой на одну и другую руку поочередно, фиксируя при этом ноги. Длительность процедуры составляет 10–12 минут.
Продолжаются закаливания воздушными ваннами, прогулки на свежем воздухе не менее 4 часов в день.
ВНИМАНИЕ! С возраста 5 месяцев можно окончательно перейти к ношению малыша в вертикальном положении. Посмотрите внимательно, как искривлен позвоночник, таз, верхний плечевой пояс и шея, если вы носите малыша традиционно, когда он сидит на вашей согнутой руке. Это неверно и крайне вредно! Носите детей правильно!
Для этого поверните малыша спиной к себе, обнимая его руками и фиксируя в области тазобедренных суставов и нижней части груди.
6–9 месяцев
Здоровому малышу массаж во втором полугодии делать не обязательно, но если есть необходимость, согласуйте это с врачом. Однако в этот период большее значение имеют активные движения:
- упражнения для рук;
- упражнения для ног;
- повороты активные за игрушкой;
- присаживания с опорой на руку (попеременно).
В комплекс гимнастики добавляются активные упражнения с помощью и самостоятельные:
- стимуляция ползания за игрушкой (по-пластунски);
- вставание на четвереньки;
- передвижение на руках (поддержка под живот и за ноги, постепенно остается только поддержка за ноги);
- стимуляция ползания на четвереньках (после самостоятельного вставания в эту позу);
- приподнимание корпуса на колени из положения лежа на животе при поддержке за разведенные руки.
Продолжительность занятия в этот период до 15 минут.
9–12 месяцев
Обращаем внимание на то, что наша задача учить ребенка не сидеть, а садиться, не стоять, а вставать. Конечно, у каждого ребенка свои особенности роста и развития. Тем не менее, рекомендуется вырабатывать у малыша двигательные навыки в следующем порядке: удержание головы, способность брать и удерживать игрушку в руке, повороты со спины на бок и живот, затем обратно, ползание, вставание на четвереньки, сидение, ползание на четвереньках, вставание, ходьба.
Поэтому после 9 месяцев содержание занятий зависит от достигнутых ранее умений. Если к этому времени малыш самостоятельно ползает на четвереньках, садится и ложится, можно осваивать вставание у опоры, а затем перешагивания.
- Присаживания.
- Ползание на четвереньках и вставание из этой позы у опоры на колени и стопы.
- Вставание из положения лежа на животе при поддержке за разведенные руки.
- Наклоны за игрушкой.
- Приседания.
В этом возрасте бодрствование должно быть активным, самостоятельным. Занимаясь с ребенком, не делайте за него его работу: не поднимайте, не водите за руки, тем более за одну. Не пользуйтесь «ходунками». Все, что ребенок делает самостоятельно, хорошо, идет ему на пользу. Все, что мы делаем за него – не на пользу, а часто и во вред.
И помните, что неправильное выполнение приемов массажа может вызвать не только неприятные ощущения у ребенка, но и вместо пользы принести вред. Поэтому, прежде чем начинать самостоятельно делать массаж и гимнастику своему малышу, проконсультируйтесь у специалиста и сделайте свои первые шаги в качестве массажиста под его присмотром.
Лариса СКОВЫЧЕВА, кандидат медицинских наук, зав. кафедрой медицинской реабилитации и спортивной медицины Института повышения квалификации специалистов здравоохранения (ИПКСЗ) Минздрава Хабаровского края;
Софья КОЛЕСНИКОВА, кандидат медицинских наук, зав. кафедрой педиатрии и неонатологии ИПКСЗ