Luis Melendez на https://unsplash.com/ Времена и Смыслы
Фото: Luis Melendez на https://unsplash.com/
  Подготовлено: MATERLIFE 13.11.2021

РЕЗОНАНС: «Разница в размерах окладов между наиболее «бедными» регионами и Москвой будет более чем трехкратная», – межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие» направил премьер-министру Мишустину предложения по новой системе оплаты труда врачей и санитарок


Как мы уже писали, с 1 декабря в 7 регионах стартует пилотный проект, кардинально меняющий существующую систему зарплат медицинских работников. В правительстве считают реформу прогрессивной. С этим, в основном, согласно и врачебное сообщество. Однако некоторые положения проекта все же вызывают тревогу.

В распоряжении нашей редакции имеется письмо на имя премьер-министра Михаила МИШУСТИНА от профсоюза работников здравоохранения «Действие» с предложениями по корректировке проекта. Цитируем важнейшие фрагменты:

“…В то же время ряд позиций Проекта постановления вызывает обоснованную тревогу, в связи с чем считаем необходимым направить наши замечания.

Замечания к Проекту постановления.

1. Проект постановления предполагает весьма большую дифференциацию должностных окладов и, соответственно, общего размера заработной платы медработников по одним и тем же должностям в разных регионах в зависимости от сложившегося в них уровня медианных зарплат.

В частности, разница в размерах окладов между наиболее «бедными» регионами и Москвой будет более чем трехкратная.

Так, например, в Курганской области и еще 11 субъектах РФ минимальный оклад по категории работников врачебных должностей (врачей-специалистов) будет составлять немногим более 30 тыс. руб., у врачей по тем же должностям в Москве – более 93,5 тыс. руб.

В Санкт-Петербурге минимальный врачебный оклад составит почти 72,3 тыс. руб. или в 2,38 раза больше, чем в 12 наименее экономически благополучных регионах.

Существенная разница в окладах и зарплатах сложится и между соседними «нестоличными» регионами с сопоставимым уровнем стоимости жизни.

Так, например, в Московской области минимальный врачебный оклад составит почти 64 тыс. руб., что на 24 тыс. руб. (или на 60,5%) больше, чем предполагается оклад по аналогичным должностям в соседней Владимирской области (около 40 тыс. руб.).

Оклад в Ульяновской области окажется почти на 8 тыс. руб. (или на 20%) меньше, чем в соседнем Татарстане. В Удмуртии, которая тоже граничит с Татарстаном, – на 10 тыс. руб. (или почти на 30%) меньше.

При этом стоимость жизни (стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг) в Татарстане, по данным Росстата, на протяжении всех последних лет даже ниже, чем в Удмуртии и Ульяновской области.

Такое положение вещей неприемлемо по следующим причинам:

1) Согласно ст. 132 Трудового кодекса РФ:

– заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается,

– запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Медицинские работники трудятся в государственных и муниципальных учреждениях по единым для каждой должности профессиональным стандартам, отраслевым типовым нормам труда, нормам и порядкам оказания медицинской помощи, выполняют одну и ту же трудовую и общественно значимую функцию в рамках единой системы здравоохранения.

Соответственно, предусмотренное проектом утверждение на федеральном уровне работникам по одним и тем же должностям в разных субъектах разных окладов (без учета уровня стоимости жизни в этих регионах) является дискриминационным и противоречащим трудовому законодательству.

2) Зарплаты медработников в регионах не подтягиваются до размеров сопоставимых со «столичными» регионами (Москва, Санкт-Петербург), а закрепляется «достойная бедность» подавляющего большинства работников здравоохранения. Это противоречит задачам сохранения кадрового потенциала отрасли, повышения престижа работников бюджетной сферы, поставленных в майских указах Президента РФ.

3) Закладывается базис для социального недовольства медработников большинства регионов.

4) Существенная, а в отдельных случаях огромная, региональная дифференциация в окладах и заработных платах (не основанная на показателях стоимости жизни) приведет к оттоку квалифицированных кадров в регионы с более высокой зарплатой, что приведет к дискриминации населения части регионов в вопросах качества и доступности медицинской помощи.

2. Региональную дифференциацию заработных плат медицинских работников неправомерно строить на основе разницы в медианной заработной плате.

Уровень заработных плат в регионе в основном зависит от производительности труда, которая определяется структурой экономики конкретного региона. В Москве средняя заработная плата выше из-за преобладания секторов с высокой производительностью – таких как профессиональные услуги, финансовый сектор, информационные технологии и другие.

Производительность труда в здравоохранении не отличается существенно между регионами и зависит только от уровня бюджетного финансирования системы

3. Для учета региональных различий стоит рассмотреть возможность использовать показатели, оценивающие стоимость жизни в конкретном регионе, такие как, например, стоимость фиксированного набора товаров и услуг, рассчитываемого Росстатом. По этому показателю разница между Москвой и «пилотными» регионами не такая значительная и находится в диапазоне 1,7-2, а не в диапазоне 2,5-3 как по разнице в медианной заработной плате.

4. Полагаемым необходимым при определении «расчетной величины», от которой предполагается рассчитывать размеры должностных окладов, исходить из суммы не менее двух МРОТ – то есть 84% от медианной заработной платы в регионе, а это в свою очередь соответствует показателю около 60% от средней заработной платы в регионе, что обеспечит соответствие целевым показателям «майских указов» Президента России по младшему и среднему медперсоналу.

1) «Двойной» МРОТ в качестве расчетной величины (размер которой в проекте постановления приравнен к окладу санитарки в наименее экономически благополучных регионах) больше соответствует рыночным ставкам оплаты труда младшего медицинского персонала, а также концепции целевых показателей «майского» указа Президента России № 597 (у врачей до 200% от средней зарплаты по соответствующему региону).

2) При предлагаемом нами уменьшении региональных коэффициентов экономической дифференциации повышенная до двух МРОТ расчетная величина обеспечит сохранение высокого уровня окладов медработников в наиболее экономических развитых субъектах РФ.

3) «Расчетная величина», согласно предлагаемой методике установления должностного оклада, является компонентом, который не зависит от специфики региональных экономических условий, а соответственно именно от нее зависит обеспечение достойного уровня гарантированной части зарплаты каждого работника по всей стране независимо от места проживания.

5. Полагаем необходимым включить в перечень обязательных стимулирующих выплат надбавку за стаж, которая долгие годы показывает свою эффективность в решении проблемы текучки и дефицита кадров. Величину надбавок можно сохранить в соответствии со сложившимися в предыдущий период усредненными в разрезе всех регионов размерами, взятыми в номинальном (рублевом) выражении.

Замечания к пилотному проекту отраслевой оплаты труда в целом.

Помимо замечаний к обсуждаемому Проекту постановления, считаем обратить внимание на следующее обстоятельство.

Постановление № 847 определяет требования к системам оплаты труда исключительно медицинского персонала, оставляя вне сферы регулирования большое количество иных категорий работников здравоохранения.

В частности, это ряд специальностей, непосредственно участвующих (создающих условия) в оказании медицинской помощи пациентам, но не включенных в «Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (утв. Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н), например: специалисты по социальной работе, логопеды и др., предусмотренные штатными нормативами медицинских организаций согласно профильным приказам Минздрава России.

Не попадает под действие проекта Постановления № 847 такая многочисленная и важная с точки зрения задач экстренной медицинской службы, как группа работников учреждений здравоохранения – водители автомобилей скорой медицинской помощи, участвующие в медицинской эвакуации. Как показывает практика, эта одна из наиболее уязвимых сегодня категорий работников с точки зрения обеспечения достойного уровня заработной платы.

Считаем необходимым включить вышеуказанные категории работников в сферу действия новой системы оплаты труда”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПРОЕКТ: скоро будет дан старт реформе зарплат медиков // За врачей и санитарок можно порадоваться? Вряд ли! // Профсоюз «Действие» заявил о несогласии с трехкратной разницей в оплате труда медработников разных регионов, но сказал «да» запуску самого пилотного проекта – ситуация перезрела

ДАЙДЖЕСТ СМИ: в ближайшее время будет обнародовано решение Правительства, коренным образом меняющее оплату труда медицинских работников – теперь она будет определяться по единым правилам для всей страны

Спор по зарплате медиков с региональными чиновниками поручено решить правительству

Минздрав ДОРОЖЕ здравоохранения

«Где деньги, Зин», – спросил Путин у Силуанова, узнав о реальной зарплате ученых-медиков

Правду по зарплатам врачей уже не скрыть. Но можно запугать…

Зарплата медиков: Минздрав увидел рост на 14-15%, Счетная палата – спад на 15%

БАЛАКОВО: официальное заявление регионального минздрава по поводу публикаций СМИ о значительном снижении зарплаты работникам скорой помощи


Подписка на рассылку

 3 264
Поделиться →

Похожие материалы:

  1. ГЛАВА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ МИХАИЛ РЕШЕТНИКОВ: «С 1 июля вместо проверок бизнеса проведено 15,5 тыс. профилактических визитов, объявлено 13,5 тыс. предостережений вместо штрафов. Проведена «регуляторная гильотина» законодательства – значительная часть обременительных и бессмысленных требований исключены»
  2. После рабочей поездки министра здравоохранения на Сахалин, минздравовский инстаграм «взорвали» гневные комментарии жителей России, «приглашающих» Михаила Мурашко в «края непуганой медицины»
  3. Леонид РОШАЛЬ: «Отпустите Сушкевич, я готов сесть вместо нее!» // Сенсационное заявление президента Союза медицинского сообщества на VIII Съезде Национальной медицинской палаты // Резонансное «дело врачей» вновь в центре внимания
  4. БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН Борис ТИТОВ: «Мы медленно, но верно теряем рыночную экономику – предприниматели должны объединиться», а также о том, что российский ИТ-сектор не сможет полноценно развиваться без масштабного заказа со стороны частного бизнеса. Как мозги перетекают на Запад
  5. БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН Борис ТИТОВ: «Снижение числа проверок не привело к росту опасных инцидентов. Тогда нужны ли они в принципе в таком количестве?»//«Все региональные уполномоченные имеют право участвовать в административных проверках и защищать права предпринимателей»//«У меня есть «вертушка» – спецсвязь – серьезный инструмент в решении вопросов»
  6. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА: о способах «распила» бюджетных денег на строительстве медицинских объектов в Калмыкии – небольшая ошибка в проекте привела к тому, что оборудование в больнице не работает уже более года, а сумма контракта выросла на 4 млн рублей, при том, что была завышена на 6,2 млн
  7. СТРАХОВАНИЕ ОТ КОВИДА. А почему бы и нет?
  8. Глава МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ Максим РЕШЕТНИКОВ: «Продленный мораторий на проверки малого бизнеса на 2022 год освободит от мелочного надзора контрольных органов более 100 тысяч организаций. Предприниматели смогут через соцсети или по телефону обратиться в Министерство за помощью в случае злоупотреблений на местах»
  9. ЦИТАТА ДНЯ: «Оставался последний вопрос, скучный и обыденный — сколько врачей должно сидеть в тюрьме?.. Председательствующий на совещании улыбался, ему нравилась эта новая социальная стратегия — медицина тюремного типа», – из рассказа-антиутопии Евгения Рабцуна «Шарашкина больница. Проект 2030»
  10. «Гляжусь в тебя, как в зеркало» – ИНСТАГРАМ МИНЗДРАВА РФ: «Научите врачей работать, а не калечить» // «На приеме врач сказала, что мне к психиатру надо» // «Скорых не хватает, едут по 5 часов минимум» // «Кто на скорой УАЗе ездил, тот больше не болеет»