Tom Rogerson на https://unsplash.com/ Бродячие мысли
Фото: Tom Rogerson на https://unsplash.com/
  Подготовлено: Екатерина БАБИТСКАЯ 08.07.2021

РУССКИЙ РЭП: наркотики, алкоголь и профанация ЗОЖ? Размышления на заданную тему


ОБ АВТОРЕ: Екатерина БАБИТСКАЯ. Кандидат филологических наук. Автор более 20 публикаций в рейтинговых научных журналах. Аналитик СМИ. Литературный редактор

Говоря о русском рэпе, мы часто ориентируемся на стереотипы – наркотики, криминал, агрессия, деструктивное поведение.

Эстетическая суть рэпа как музыкального направления – критический пафос, направленный на отрицание норм и ценностей, транслируемых официальными институтами, вызов обществу и протест.

В русском рэпе особую актуальность получают темы наркотиков, алкоголя и враждебности.

Казалось бы – рэп профанирует ценности ЗОЖ. Но так ли это на самом деле?

В традиционной картине мира здоровый образ жизни определяется, как отказ от употребления табака, наркотиков, алкоголя, правильное питание и т.д.

В текстах русских рэперов довольно часто упоминаются наркотические вещества, что выражает атмосферу вседозволенности, отсутствия моральных и правовых границ, которая характеризует эту субкультуру в целом.

Guf:

Могу запастись планом и неделю не вылезать из норы…

Странно да, ну надо же когда то подвязывать с планом.
Надо, согласен, но ещё рано.

АК 47

…Все это от плана, говорила мама

Когда уже от фена, набухали вены

Кравц

…с планом на завтра – теряем сегодня

цинизм подсознания, апатия, ирония…

Все эти контексты характеризуют образ жизни той части общества, в которой наркотики становятся нормой.

Но при этом в творчестве рэперов можно найти и прямую пропаганду ценностей ЗОЖ.

Миша Маваши:

Кому-то море кайфа важней, чем море черное,

А я по лайфу за здоровье…

 

Не буду слушать о том, как круто быть обнюханным

И ты не слушай – это хавка для людей урюханных!

В русской музыкальной культуре складывается такой удивительный поджанр, как ЗОЖ-рэп, который реализуется в текстах коллективов 25/17, Грот, Миши Маваши. Критики связывают это явление с запросом слушателей, интересующихся рэпом как музыкальным направлением, но ориентированных на традиционные ценности, где здоровье является – базовой составляющей.

Миша Маваши:

Я ввёл моду на спорт, музыканты ГРОТ ввели моду на патриотизм и трезвый образ жизни, а моду на философию и осознанность этого всего ввели 25/17.

Как направление ЗОЖ-рэп перестал существовать, но на современном этапе развития рэп-культуры отмечается появление мотивов, которые можно отнести к косвенной пропаганде ЗОЖ. Многие исполнители в своем творчестве изображают лирического героя далекого от «наркоты» и асоциального образа жизни, героя, отказавшегося от наркотиков, по-новому осмысляющего собственную жизнь.

Дельфин:

Не остается любви, проходят страхи и боль,

Когда поверженный иглой, ты выбираешь контроль.

Ты забываешь, кем ты был всего лишь пять минут назад,

Твою память разлагает тобой любимый яд.

То есть в сознании поклонников рэпа складываются устойчивые отрицательные ассоциации, связанные с употреблением наркотиков: ломит каждый сустав, желание кайфа душит словно удав, ноги нужны, чтобы за этим бежать, и деньги только для того, чтобы за это отдать, ты зависишь от того, на чем ты торчишь, через месяц или год твой лучший друг умрет, ты будешь убиваться, почему случилось так.

Такой устойчивый ассоциативный ряд формирует представление о том, что наркотики – зло.

Дельфин:

Среди вас двоих был еще третий – враг.

Тебе надо решать, что ты будешь делать с ним.

Или ты или он – один на один.

В рэп-текстах нет прямых призывов к употреблению наркотиков.  Рэперы философски осмысляют наркотическую зависимость, признают, что наркотики – главная причина нездоровья, но этот факт принимается с определенной долей фатализма.

В русском рэпе формируется картина мира, в которой ценностями являются все социально неодобряемые действия – употребление наркотиков, алкоголя, курение, нарушение общепринятых норм, правил поведения и культуры речи. Даже негативно осмысляя собственный опыт, связанный с употреблением наркотиков, рэперы не предлагают никакой другой, альтернативной системы поведения.

Алкоголь оценивается в русском рэпе двояко. С одной стороны, это символ дорогой, богемной жизни, источник удовольствия, доступный определенной прослойке общества. Все это является косвенной пропагандой употребления алкоголя, так как для потенциальной целевой аудитории исполнитель – кумир, на образ жизни которого можно равняться.

Макс Корж:

Я подвязал с алкоголем, оборвал с никотином,

Увлекся хавкой здоровой, глаза сияют не от визина.

Какое «не пью», какие «дела»?

С другой стороны, есть тексты с отрицательной оценкой алкоголя. Употребление алкоголя приравнивается к наркомании, между этими явлениями нет четких границ.

Сигареты также упоминаются в одном ряду с алкоголем и наркотиками, формируя представление об образе жизни представителя рэп-культуры.

Миша Маваши:

Запивают Клинским и курят синий Винстон…

Noize MC

В пе-пе-пепельнице снова твой Давидофф…

В текстах некоторых исполнителей процесс курения идеализирован.

Guf:

Я пью зеленый чай и курю легкий парламент,

Когда я курю – делаю это медленно, так мне нравится,

Пустил дыма, по мобильному че-то там разрулил,

Я курю, как и курил.

Здоровый образ жизни как модная тенденция современной медиакультуры становится объектом иронии рэперов, которые отрицательно относятся ко всем навязанным обществом нормам, стереотипам, моделям поведения.

Guf:

Стейк из семги, рис, сок апельсиновый,

Витамины, салатик и чайник чая с жасмином.

Рыбу доел по бырому, денег на трубу закинул

Всем пожелал мира и прыгнул  в большую машину.

Сама идея здорового питания также часто профанируется.

Макс Корж:

Я подвязал с алкоголем, оборвал с никотином,

Увлекся хавкой здоровой, глаза сияют не от визина.

Чуть не дошло до пробежек, но сердце конкретно забилось –

Все потому, что за год отоспаться так и не получилось.

Ощущение собственного физического нездоровья вызывает недоумение и неприятные эмоции лирического героя, через которого автор обращается к аудитории, что оказывает определенное психологическое воздействие на нее.

Guf:

Я согласен, надо лечиться,

Тогда может подскажете мне с чего начать?

Я знаю, люди не птицы, но я родился в столице

И всю жизнь хотел научиться летать.

Осознание собственного нездоровья, принятие того факта, что в этом виноваты наркотики, часто сопровождается темой смерти.

Дельфин:

 Вы, вроде бы, вместе и вы, вроде бы, друзья,

И ты делишься с ним всем тем, что есть у тебя.

Ты сейчас ему отсыпешь и он это возьмет,

А через месяц или год твой лучший друг умрет.

 

Грот:

Это наши друзья, умирая под спайсом, забавные рожицы корчат.

Видео с ними летит по сети набирать миллионы просмотров

Это самый крутейший аттракцион после порнухи и спорта.

Чужое убожество, чужая безвыходность и уродство.

Признание рэперами факта, что причиной психического и физического нездоровья являются наркотики, можно считать косвенной пропагандой против наркомании.

Луперкаль:

 Ведь хэппи-энды – лишь в экранном мыле,

И тут не вы ли сами выли, выбирая – или

Лететь до рая или ползать, вымирая в иле,

В себя вбирая аромат запретной пыли.

Авторы рассматриваемых текстов осознают, что их тексты могут оказать влияние на целевую аудиторию.

Кравц:

Братан, давай не нюхай фен, много не пей,

Используй только тот клей,

Который клеит тебя к твоим близким сильней.

С планом на завтра – теряем сегодня

Цинизм подсознания, апатия, ирония.

 

THE CHEMODAN:

За здоровый образ жизни не буду затирать тебе:

Либо ты с нами, либо ты – круги на воде.

Таким образом, рэп является мощным инструментом пропаганды. В рамках русского рэпа формируется особая система ценностей, построенная на том, что «можно то, что нельзя». В обществе складывается представление о том, что наркотики, алкоголь, табакокурение являются неотъемлемой составляющей образа жизни рэпера, а все рэп-исполнители – наркоманы, пропагандирующие анти-ценности своим поклонникам.

Рассмотренные выше примеры свидетельствуют о том, что это не так. Темы алкоголя, наркотиков, действительно, актуализированы в русском рэпе, но не носят характера пропаганды. Скорее русский рэп – про то, что будет, если употреблять наркотики и алкоголь. И картинка получается не очень позитивной. Просто рэперы не боятся говорить о наболевшем, а общество очень часто смотрит на их тексты сквозь призму устоявшихся стереотипов.


Подписка на рассылку

 2 233
Поделиться →

Похожие статьи:

  1. БРОДЯЧИЕ МЫСЛИ: «Открыли, наконец, Турцию и ещё несколько стран. Самое время! Видимо, так быстрее победим ковид. Или едем заражать Европу – чего в одиночку-то болеть?»
  2. БРОДЯЧИЕ МЫСЛИ: как нами манипулируют. Вакцинация и большие деньги. Биополитика или как политическую борьбу в обществе вытеснило чувство страха
  3. БРОДЯЧИЕ МЫСЛИ: ничто не наносит большего вреда вакцинации, как ее обязательность. Военных привили, но «забыли» раздать QR-коды. Желудочный метан – глобальное свинство. Золотые унитазы – наше всё!
  4. БРОДЯЧИЕ МЫСЛИ: «В госмедицине зачастую идет отрицательный отбор, там остаются слабейшие, все, кто хоть что-то из себя представляет – идут в частную медицину или в хорошие федеральные центры. Российская медицина – это боль и огромная гнойная язва. Население ей закономерно не доверяет»
  5. БРОДЯЧИЕ МЫСЛИ: «Не нападайте на предпринимателей – это гадко! Уровень ненависти и озлобления зашкаливает. Предприниматели делают все что могут – чтобы в этом дерьме и их, и вас не вырвало». Крик души бизнес-омбудсмена Анастасии ТАТУЛОВОЙ
  6. БРОДЯЧИЕ МЫСЛИ: сгоревший от ковида музыкант/актер/поэт и напоследок «вышел за рамки». «На похоронах Петра Мамонова гроб не влез в могилу. Даже тут Мамонов ухитрился выступить ни на кого не похожим образом», – пишет в фейсбуке литературный критик Митя Самойлов